Инклюзивный зеленый рост для устойчивого развития России
Нарастание дисбалансов на сырьевых рынках, климатических изменений, переход к новому технологическому укладу и усиливающийся технологический разрыв между странами привели к тому, что их совместное воздействие на развитие невозможно точно спрогнозировать, и мир подходит к точке фазового перехода.
Очевидно, что при переходе к новому состоянию устойчивости необходимо, чтобы новый сценарий развития стал совместим с выживанием человечества. Важно, чтобы Россия могла достойно войти в новые рынки. Такая постановка задачи предполагает переход к «зеленой» экономике и затрагивает природоохранное управление, поскольку существующие методы государственного регулирования в настоящее время отстают от темпов технологического развития.
По заданию Минприроды РФ нами, с участием ряда ведущих ученых России, были разработаны предложения по механизмам перехода к «зеленой» экономике и по «дорожной карте» до 2030 года. Акцент был сделан на «зеленый» рост, понимаемый не столько как развитие новых высокотехнологичных отраслей, но как системное повышение экологической устойчивости экономики; он должен быть инклюзивным, ориентироваться на глобальные цели устойчивого развития и обеспечение слабой устойчивости. Иными словами, должен быть взят курс на осуществление модели развития, которая нацелена на экономический прогресс, социальную справедливость и устойчивое использование экосистем и природных ресурсов в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Переход к такой модели сложен, поскольку необходимо учитывать особенности современного состояния российской экономики. Для «зеленого» роста важны ориентация на повышение производительности труда и ускоренную модернизацию, снижение ресурсной зависимости и диверсификацию экспорта, вхождение на новые рынки высокотехнологичной продукции. Следует учитывать и снижение в ближайшие десятилетия численности трудоспособного населения, и нарастание урбанизации, что сопровождается обострением экологических проблем.
Уже в среднесрочной перспективе следует сосредоточить внимание на: системности обеспечения экологически устойчивого развития, оценку и снижение рисков для окружающей среды ( ОВОС ) и рационального использования природных ресурсов, повышении качества экономического развития, повышении благосостояния и социальной справедливости.
В аспекте стимулирования «зеленых» инноваций важны действия по совершенствованию налогово-бюджетной политики и соблюдению прав интеллектуальной собственности; рынки труда должны быть адаптированы для поддержки возникновения и роста молодых инновационных фирм.
Следует конструировать «умные правила», чтобы избежать удушения бизнес-моделей, которые могут стимулировать «зеленые» инновации; снять барьеры для частных инвестиций в «зеленые» технологии. Важно разработать и применить инновационные инструменты госрегулирования, чтобы обеспечить приоритетное развитие новых рынков для «зеленого» транспорта и строительства.
Источник: НТЦ «Ресурсы и консалтинг»