Главное Авторские колонки Вакансии Образование
532 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Скрытая угроза: как бесплатная система автоматизации будет тянуть ваши нервы, время и деньги

Рассказываем о скрытых расходах и проблемах, с которыми гарантированно придётся столкнуться при использовании бесплатных систем автоматизации сервиса и техподдержки.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Привет! На связи Алексей Шевченко, команда Okdesk.

Как это замечательно, когда всё бесплатно!

Мы, жители постсоветского пространства, привыкли скачивать программы без оплаты: торренты, всевозможные пиратские сайты, диски с палёным ПО — всё это часть нашего быта.

И когда встаёт вопрос о выборе системы автоматизации для бизнеса, мы по накатанной ищем что-то бесплатное, ломанное.

Ну а что? Скачал, поставил — и снимай сливки автоматизации.

Но не тут-то было.

Бесплатные help desk системы вовсе не бесплатные. Почему? Давайте разбираться.


В качестве примера возьмём одну из самых популярных бесплатных систем — OTRS.

Что там по расходам и удобству?

Сервер и сисадмин

Требования довольно скромные: 8 GB ОЗУ, процессор Xeon с частотой 3 ГГц и накопитель 256 GB SSD.

Для примера возьмём надёжного провайдера серверов Smartape. Выбираем нужную конфигурацию и получаем ~71 000 руб./год:

Дальше сисадмин. Возьмём по минимуму. Допустим, вы найдёте на фрилансе хорошего админа, который берёт 1500 руб./час (в 2024 году это что-то из области фантастики):

  1. На первичную настройку понадобится 20–30 часов.
  2. На последующее поддержание сервера в рабочем состоянии — пусть 2–3 часа в месяц.

Это ~35 000 руб. за первичную настройку + 3000 руб./мес. за поддержку.

Итого на аренду сервера с сисадмином и первичную настройку БЕСПЛАТНОЙ системы вам потребуется ~140 000 рублей в год.

Считайте даром!

Программист для настройки и доработки системы

Стоимость часа программиста на начало 2024 года начинается от 2500 руб.

Предположим, что вам повезло, и вы нашли себе такого. Делает быстро, качественно, да и берёт недорого.

Что ему придётся сделать:

  1. Собрать с вас требования — 10–20 часов.
  2. Изучить документацию системы — 10–20 часов.
  3. Подумать, всё ли из ваших требований можно реализовать — 5—10часов.
  4. Настроить систему под ваши требования — 25–50 часов.

Итого: 50–100 часов работы. И это прямо самый минимум. В деньгах выходит 125 000–250 000 руб.

Поддержку и дальнейшую доработку системы даже считать не будем, потому что там тёмный лес.

А если взять кого-то в штат?

По данным habr, во второй половине 2023 года медианная ЗП разработчика составила 141 000 рублей. Добавляем сюда налоги и получаем ~200 000 руб./мес. За год это 2 400 000 рублей.

И это только прямые расходы. Добавьте сюда недополученную прибыль, затраты рабочего времени на тестирование, обсуждения функционала, и цифра станет вообще страшной.

Сомневаемся, что для 99,9% малого и среднего бизнеса эти расходы когда-либо окупятся.

Подобьём расходы


Считаем по самому минимуму:

  1. «Железо» и сисадмин — 140 000 рублей.
  2. Программист — 125 000 рублей.

В итоге это примерно 230 000 рублей в первый год использования.

И это самый-самый минимум!

К прямым денежным расходам нужно добавить ещё несколько нюансов:

  1. Для 90–95% настроек понадобится программист. Захотели что-то изменить или добавить в будущем? Извольте заплатить программисту.
  2. Всё на английском языке — от интерфейса до документации. А ведь далеко не все сотрудники знают английский, и разобраться с интерфейсом им будет не так просто.
  3. Забудьте про техподдержку. Её там нет. Да, есть сообщество (тоже, кстати, на английском), где вы можете попробовать решить возникшие проблемы, но ничего не гарантировано.
  4. Месяцы на адаптацию. На базовые настройки и обучение работе в системе уйдут месяцы, в течение которых вы и ваши сотрудники будете тратить время на ковыряние в интерфейсе в попытках разобраться в документации с помощью переводчика и приспособиться к зачастую кривому функционалу.
  5. Раньше OTRS действительно была бесплатной, но несколько лет назад политика изменилась: бесплатной осталась только старая версия, которую не развивают, не исправляют баги, и вообще это примерно как ехать на бричке в век автомобилей. Как-то поедете, но сколько времени и сил будет потрачено...

Если наши доводы вас не убедили, можете попробовать внедрить бесплатную систему. Это будет увлекательное приключение! Главное — во время него не поседеть.

Подписывайтесь на наш канал «ОК, сервис» в Telegram, где мы рассказываем о своей внутрянке, делимся экспертизой по развитию сервисного (и не только) бизнеса и смешно шутим.

Okdesk — удобная help desk система для автоматизации сервисного обслуживания и технической поддержки в B2B. Интуитивно понятный интерфейс, стабильная и быстрая работа, компетентная техподдержка и возможности Enterprise-систем по доступной цене.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем