редакции
Что такое систематизация бизнеса, и зачем она нужна?
Надеемся, что использование наших инструментов управления будет полезно компаниям, только ступившим на этот путь.
Вообще было бы хорошо начинать описание всех складывающихся процессов продаж, производства, поддержания качества и финансового учета на самом старте существования бизнеса. Это сохраняет структуру при росте и развитии и задает базу для будущих улучшений в систематизации процессов. Однако часто практика показывает обратное: компания начинает заниматься наведением порядка, когда все окончательно запутывается и владелец теряет нити управления собственным бизнесом из-за слишком большого количества белых пятен.
Совет
Задумайтесь о регламентировании внутренних процедур как можно раньше. В небольшой компании даже из трех человек сделать это значительно проще, чем ломать устоявшиеся неправильные практики в разросшемся коллективе.
Цели систематизации бизнеса
· улучшение рабочих процессов и сокращение времени на бюрократические процедуры;
· рост эффективности сотрудников всех звеньев бизнес-процессов;
· повышение доходности компании и сокращение возможных издержек;
· оптимизация рабочего времени руководителей в пользу перераспределения на стратегические задачи бизнеса.
Необходимость систематизации возникает, когда владелец перерастает уровень единоличного лидера и инициатора движения и хочет, чтобы бизнес и наемные участники начали проявлять самостоятельность и работать автономно. Действительно, хороший признак для компании, если в коллективе все работают независимо от наличия директора на рабочем месте, так как, по сути, многие процедуры от этого не зависят.
Систематизация бизнеса и означает уход
от единоличных решений, которые, кстати, могут быть не всегда верными, в пользу
создания пула внутренних документов и процессов. Когда эта часть налажена,
компания получает возможность эффективного роста, так как каждый сотрудник
знаком с порядком работы и действиями на случай непредвиденных ситуаций, с
которыми он сталкивается впервые.
Из чего состоит систематизация бизнеса
Несмотря на общее желание владельцев видеть у себя идеальную работу компании, суть этого оборота каждый понимает по-своему. Однако есть несколько обязательных составляющих, которые присутствуют в любом бизнесе и закладывают основы эффективной работы.
1. Конкурентоспособная модель, которая позволит заметить точки роста.
2. Налаженная система распространения информации о продукте компании и его продаж.
3. Четкая организующая схема, описывающая область ответственности каждого сотрудника и поток производства основного продукта работы компании.
4. Налаженная система операционного управления бизнес-процессами и распределения задач между ответственными сотрудниками.
5. Стратегическое планирование, формирующее вектор развития бизнеса и его цели.
Этот список формирует не просто последовательность систематизации, но содержит те элементы, без которых теряется ее смысл. Тем более, при переходе к автоматизации некоторых рутинных процессов без понимания структуры бизнеса и конечного результата внедрения новшеств. В дальнейшем материале мы коснемся пока пункта 4 как одного из важных составляющих.
Управление бизнес-процессами внутри компании
Даже если в компании собрались супер профессионалы, это не означает повышения роста продаж или увеличения эффективности бизнеса. За эти показатели отвечает наличие системы. Выстроить ее можно на основе бизнес-процессов.
Например:
- Процессы, поддерживающие работу предприятия, будут отвечать за его бесперебойность. Сюда можно отнести заявки на ремонт, задачи для IT специалиста или порядок приема и адаптации новых сотрудников;
- Управленческие процессы помогут грамотно строить работу в области планирования, анализа показателей и оценки кадров;
- Оперативные процессы обеспечат порядок в продажах, рекламе и производстве продукта.
Пользу от их описания и создания вообще трудно переоценить, так как именно рутинные дела, а также отсутствие информированности о порядке действий в том или ином случае создают проблемы, мешающие сотрудникам быть эффективными в течение всего рабочего времени.
Как начать систематизацию и что делать с процессами в дальнейшем?
Как выше было уже сказано, процесс оптимизации процедур желательно проводить как можно раньше, вооружая своих сотрудников порядком действий на всех этапах.
Самое сложное и одновременно простое действие в начале пути — создание внутренних регламентов, которые в формате текста упорядочат действия. Только на основании этого опыта можно переходить к автоматизации и разработке процедур с использованием современных ПО.
Кроме того, описание внутренних процессов делает для руководителя любого уровня понятными внутренние процедуры и возвращает нити управления в его руки.
Конечно, с ростом и развитием бизнеса и внутренние процессы будут меняться. Но оптимизировать их на основе существующей базы намного проще, чем проводить внедрение порядка в образовавшийся хаос. Поэтому эволюции не стоит бояться. Это путь развития.
Среди модулей Октобит24, предлагаемых к внедрению в компаниях, есть интересный пример процесса «ЗРС» («Законченная работа сотрудника»). Это систематизация бизнеса в области управления. Процесс используется при необходимости решения нестандартных ситуаций с руководителями и подразумевает не только подачу сигнала о том, что что-то идет не так, но и предложение выхода из проблемы. Данный пример помогает не только оптимизировать время руководителей на выполнении работ по анализу и поиску решения вместо сотрудников, но и обеспечивает автономность работы компании, так как, установленный на корпоративном портале Битрикс24, снимает необходимость личных приемов и долгих бесед. Плюс, «ЗРС» сказывается на росте ответственности персонала.
Необходимость систематизации бизнеса рано или поздно входит в любую компанию. Поэтому если вы думаете, что ваше дело слишком маленькое, простое и еще не требует регламентирования процедур, стоит оглядеться. Возможно, вы уже работаете в хаосе. :)