редакции Выбор
Как измерить эффективность сотрудника?
Обычно такая потребность проявляется в кризисные моменты, когда управленец понимает, что срочно нужны какие-то корректирующие действия.
Мы считаем, что внедрение системы оценки эффективности сотрудников лучше начинать в спокойной обстановке, когда есть время на внедрение и налаживание процесса, выбор методики и ее вдумчивый анализ.
Критерии системы оценки эффективности сотрудников
На что стоит обращать внимание, если мы задумываемся, насколько компетентный и продуктивный персонал собран в команде:
1. Профессиональные компетенции, а также знания и навыки (hard skills).
2. Качество коммуникации и психологические особенности (soft skills).
3. Подсчет конкретных результатов работы.
4. Отдельные требования к начальствующим кадрам или персоналу, непосредственно не участвующему в производстве, но опосредованно на него влияющему.
Поэтому следующим логичным вопросом для нас станет: как это все посчитать, создавая гармоничную систему оценки эффективности сотрудников?
Методики оценки эффективности сотрудников
Среди множества одинаково
удачных и более-менее известных методов определения продуктивности сотрудников
в компаниях выбор, по нашему мнению, все же делается на основе личных
представлений об объективности исследования. Однако было бы хорошо узнать
подробности о каждом или даже попробовать их на собственном опыте, чтобы
однозначно понимать, что для вашей компании наиболее применимо.
Навскидку можно перечислить:
РЕЙТИНГ
Составление рейтингов и рангов на основе каких-либо показателей как в положительную, так и в отрицательную сторону. Например, можно еженедельно выявлять лидеров, обработавших лидов больше остальных и анти-лидеров, которые допустили больше всего просрочек по задачам.
KPI
KPI-метод внедрения количественных показателей и отслеживание их достижения.
ОПРОСЫ
Опросы «360 градусов», когда оценку сотруднику с разных сторон дают коллеги и руководители.
ROI
Подсчет ROI, который позволяет оценить вклад работника в успех компании, и т.д.
ROI (Return of Investment) — финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби. Относительно эффективности персонала под ROI понимается коэффициент возврата инвестиций в персонал, то есть отношение вознаграждения и других выплат сотрудникам к доходу, который в финансовом выражении принесла их деятельность в компании.
Выбираем идеальную систему оценки эффективности сотрудников
В поиске подходящего для вашего коллектива метода логичным будет попробовать несколько (если не все) из перечисленных выше способов просто потому, что ваши знания и представления о работе того или иного подхода могут разойтись с реальностью.
Например, очень просто подсчитывать метрики, скажем, сотрудников отдела продаж: практически любой из нас навскидку перечислит пару-тройку показателей, отражающих их эффективность. Однако проблемы начинаются, когда «оцифровать» мы пытаемся сотрудников, не участвующих в создании продукции или в продажах. Но ведь это не значит, что данные коллеги бесполезны. Именно поэтому, возможно, что именно сочетание методов оценки эффективности позволит получить наиболее полную и объективную картинку.
Какая помощь руководителю есть у Октобит24 и Битрикс24
Если вы используете в работе корпоративный портал на Битрикс24, то должны знать, что его потенциал в плане исследования эффективности сотрудников огромен. Вот только несколько примеров того, что можно сделать в «базовой» версии корпоративного портала и с доработками для системы оценки эффективности сотрудников:
• Стандартный модуль «Задачи и проекты» содержит встроенные метрики подсчета эффективности по работе с задачами, которые доступны руководителям в любое время.
• В модуле «Задачи+» от Октобит24 предусмотрено поле с прогрессом по выполнению поручения. Соотнося процент завершения поручения со временными тратами, вы получите информацию о продуктивности сотрудника.
• Модуль «Статистики» — огромное поле для сбора информации по количеству произведенного сотрудником. С его помощью можно создать показатели, подсчитывающие эффективность работы, назначить периодичность их сбора и регулярно отслеживать результаты.
• Модуль «Рабочий отчет» помогает регулярно учитывать количество затраченного на работу времени, соотносить его с завершенными задачами, показывает, сколько у сотрудника осталось незакрытых дел к концу отчетного периода.
Таким образом, система оценки эффективности сотрудников может внедряться в компании с простых инструментов. Затем можно подключать и более сложные, действуя точечно на те места, где требуется дополнительная информация.
1. ПОМНИТЕ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Ее нужно как давать, так и принимать. Поэтому каналы коммуникации «сотрудник — руководитель» важны и должны работать постоянно и в обе стороны. Если вы отмечаете снижение эффективности, стоит дать знать об этом, чтобы у подчиненного была возможность исправить ситуацию до наступления точки невозврата.
Будет хорошо, если руководящий состав компании будет обучен правилам формулировок обратной связи и принятия ее от коллег. Этот навык предупредит возможные конфликты.
2.БОНУСЫ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
Конечно, на ум при словах «дополнительная мотивация» приходят денежные бонусы, однако не забывайте, что не только ими ограничиваются способы воздействия на сотрудников. Неожиданные небольшие подарки, награды за победы в импровизированных соревнованиях, поблажки в рабочем графике, публичное признание заслуг — всё это позитивно сказывается на персонале.
Не игнорируйте нематериальную мотивацию в работе своих сотрудников, но, конечно, и не переусердствуйте с этими инструментами, так как засилье пропаганды порождает антипатию ровно также, как отсутствие. Поощрение помогает сотрудникам ощущать свою необходимость и значимость в работе.
3. ЗАНИМАЙТЕСЬ ВНУТРЕННИМ ОБУЧЕНИЕМ
Некоторые менеджеры считают, что время на внутреннее обучение необходимо сократить или убрать этот момент из работы вообще, отдав все на самоподготовку. Однако исследования показывают, что в таком случае эффективность персонала как раз падает вместо запланированного быстрого роста.
Причины просты: чем больше вы отдаете сотруднику на самостоятельное изучение и поиск, тем больше времени он потратит на то, чтобы разобраться в материале и тем больше ошибок совершит в процессе. Намного продуктивнее научить человека правильным действиям, сформировать у него нужные вам навыки и в итоге не потерять в эффективности.
4. АВТОМАТИЗИРУЙТЕ РУТИННУЮ РАБОТУ
Чтобы ваши сотрудники занимались созидательным трудом и получали от этого больше приятных ощущений, старайтесь облегчить их работу через внедрение современных ПО, инструментов, технологий в работе. Это будет способствовать более разумному расходу времени и сил самого ценного в вашей компании — человеческого актива и, конечно, в перспективе сможет облегчить внедрение системы оценки эффективности сотрудников.
Здесь стоит напомнить, что все внедрения в первую очередь должны избавлять от рутинной, повторяющейся работы, которую можно заменить программным кодом или значительно упростить. Нельзя через них допускать большего усложнения работы и появления у ваших и так загруженных коллег дополнительных неприятных поручений.
Система оценки эффективности сотрудников в компании должна быть гармонично выстроена из особенностей деятельности и с учетом персонала, собранного в команду. Хорошо будет, если вам удастся построить среду, в которой сотрудники легко смогут видеть, по каким критериям их оценивают, давать обратную связь как коллегам, так и руководству без риска для себя, а также иметь возможность исправить возможные ошибки.