Россия в международной торговле и возможности для закупок
Однако проявляются признаки геоэкономической фрагментации: всё большее количество торговых операций происходит внутри геополитических блоков, а не между ними. Сравнение средних показателей за 2017–2022 годы с показателями за период 2022–1 кв. 2024 года показывает, что рост торговли товарами замедлился на 2,5 процентных пункта больше между геополитически удаленными блоками, чем внутри самих блоков.
Если напряжённость сохранится, глобальная торговая система станет более фрагментированной, что может снизить устойчивость цепочек поставок, повысить издержки для бизнеса и затруднить обмен технологиями между странами. Тем не менее, интеграция и экономическое сотрудничество продолжают иметь место в международной экономике. Это подтверждается ростом структуры экспорта и импорта в новых форматах объединений развивающихся стран, например, БРИКС, которая существенно расширилась за последние годы.
По оценкам МВФ, международная торговля, показавшая слабый рост в 2023 году на уровне 0,8%, вырастет на 3,1% и 3,4% в 2024–2025 гг. При этом более высокие темпы прироста характерны для развивающихся экономик. Так, в 2023 году они показали прирост экспорта товаров на 3% против спада на уровне 0,7% в развитых экономиках. Ожидается, что в 2024–2025 гг. экспорт в страны с развивающимися рынками вырастет на 4,6% и 4,9% (экспорт развитых — на 2,1% и 2,4%).
Данные тренды открывают возможности для России, которая, как показали последние годы, способна оказывать серьезное влияние на мировой рынок. Расширение торгово-экономических связей с развивающимися странами — это неизбежное направление развития внешней торговли России. С одной стороны, российские экспортеры продолжают переориентировать поставки и искать новые рынки сбыта, укрепляя позиции в структуре экспорта России. С другой стороны, в условиях растущего внутреннего спроса повышается запрос на импорт в Россию, а политика импортозамещения стимулирует развитие внешней торговли за счет закупки необходимых комплектующих за рубежом.
Российская внешняя торговля
В первом полугодии 2024 года положительное сальдо внешней торговли России увеличилось на 16,2%, достигнув $76,7 млрд. Экспорт России составил $207,1 млрд, что на 0,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Импорт в Россию сократился на 8,1%, составив $130,4 млрд. Такие изменения показывают влияние текущей структуры российского товарооборота и общего давления на счет экспорта.
Анализ торговых потоков демонстрирует значительные изменения по макрорегионам. Экспорт товаров из России в ЕС сократился на 33,8%, до $31,7 млрд, на фоне продолжающегося сжатия спроса, тогда как поставки в Азию выросли на 8,5%, достигнув $156,2 млрд. В частности, важную роль в товарной структуре экспорта занимают поставки нефти из России.
По основным товарным группам экспорт российской минеральной продукции увеличился на 2,8%, до $129,7 млрд, однако вывоз металлов и продовольственных товаров сократился на 5,2% и 5,3% соответственно. Объемы импорта сократились по ряду ключевых позиций: продукция химической промышленности — на 14,1%, до $25 млрд, машины и оборудование — на 5,2%, до $66,1 млрд. Эти изменения связаны с усложнением расчетов, особенно после декабрьского указа президента США, который влияет на структуру экспорта в Россию и другие аспекты торговли, в том числе на параллельный импорт.
Данный аспект серьёзно осложнил расчеты в торговле России с её ключевыми партнёрами — Китаем, Турцией и Индией. Например, двусторонний товарооборот с Турцией в январе 2024 года снизился до $628 млн, что стало самым низким показателем с мая 2022 года (в январе 2023 года он превышал $1 млрд). Российский экспорт в Китай также замедлился: в первом квартале 2024 года его прирост составил лишь 2,6%, по сравнению с 47,1% в аналогичном периоде 2023 года, импорт китайской продукции снизился на 0,8%.
Заместитель руководителя ФТС выразил надежду, что по итогам 2024 года объем внешнеторгового оборота России может превысить $700 млрд и достичь 1 млрд тонн. Несмотря на нарастающее санкционное давление против России, стране удалось постепенно встроиться в новые условия международной торговли. В том числе фактором успеха послужили относительно устойчивые торговые связи с Китаем, Индией, Турцией и странами ЕАЭС. В то же время текущие инициативы Правительства России, направленные на изменение структуры российского экспорта и поиск новых импортных возможностей, требуют дальнейшего развития в условиях высоких санкционных рисков.
Торговые партнеры России
По итогам 2023 года международная торговля России претерпела существенные изменения, отразив актуальные геополитические сдвиги. Доля России в торговых отношениях с азиатскими странами достигла 51% от общего товарооборота, что подчёркивает их нарастающее значение как ключевых партнеров. На страны Европы пришлось лишь 23%, а позиции западных стран в топ-списке партнёров России заметно ослабли: Германия выпала из первой пятёрки, уступив позиции Казахстану и Южной Корее.
Китай остаётся лидером с рекордными $240,1 млрд товарооборота. На вторую позицию, продвинувшись с пятого места, поднялась Индия, увеличив объём торговли с Россией до $64,9 млрд. Турция, с которой товарооборот составил $56,5 млрд, замкнула тройку лидеров. Четвёртое место заняла Белоруссия с объёмом в $55 млрд, а Казахстан поднялся на пятую строку, увеличив торговлю до $26 млрд. Эти пять стран суммарно обеспечили 60% всего объема российского товарооборота в 2023 году.
Среди стран второй пятёрки находятся Южная Корея ($15 млрд), ОАЭ ($12,1 млрд), Германия ($12,2 млрд), Бразилия ($11,3 млрд) и Нидерланды ($9,9 млрд). Российский импорт также активно рос в ряде направлений, включая страны Ближнего Востока. Активность торговых отношений возрастает с Узбекистаном, Арменией и рядом стран, включая Иран и Саудовскую Аравию. РФ поступательно расширяет сотрудничество и со странами Африки, в частности, товарооборот с Египтом вырос на 50% до $5,5 млрд, демонстрируя усиливающееся сотрудничество России с развивающимися рынками.
Перспективные направления для закупок на российский рынок
Торговля в России серьезно завязана на такой тренд, как рост маркетплейсов и онлайн-каналов продаж. E-commerce является мощным драйвером розничных продаж в РФ, по оценкам Data Insight, в 2023 году рынок электронной коммерции в России составил 7,9 трлн руб., показав прирост 48% по сравнению с 2022 годом. В то же время было совершено 5,15 млрд заказов, что на 80% выше уровня 2022 года. Далее, расскажем о некоторых перспективных категориях товаров, закупки которых могут представить потенциальный интерес для продаж в России.
Автозапчасти
Интерес российских потребителей к автозапчастям связан с тенденцией старения автопарка при сдержанной динамике продаж новых автомобилей. На это повлиял уход многих зарубежных автомобильных брендов из России и серьезный рост стоимости иномарок. В 2023 году средний возраст автомобилей в России составил 15 лет, в то время как он составлял 13 лет еще в 2019 году.
В 2023 году в России было продано 5,69 млн автомобилей с пробегом, что выше на 17% по сравнению с 2022 годом. Предварительная емкость рынка автозапчастей для находящихся в эксплуатации автомобилей составила порядка $30 млрд, из которых $23 млрд — автозапчасти для иномарок.
Одежда
Несмотря на замедление динамики рынка в офлайне, онлайн-сегмент рынка одежды демонстрирует активный рост. В 2023 году продажи одежды и обуви выросли на 34%, при этом порядка 45-48% продаж одежды пришлось на онлайн. Причина популярности покупок одежды в интернете связана с широким выбором, удобством сравнения цен возможностью примерки одежды в пунктах выдачи.
В особенности активно продажи одежды растут на таком маркетплейсе, как Wildberries. На него пришлось 800 млрд продаж одежды и обуви, при этом рост продаж составил 75%, а число новых продавцов увеличилось на 32%.
Спортивные товары
Спрос на спортивные товары в России поддерживается позитивной динамикой в фитнес-индустрии. Национальное фитнес-сообщество прогнозирует, что к концу 2024 года оборот отрасли превысит 200 млрд рублей, что на 18% больше показателя прошлого года. Эксперты связывают эту динамику с повышенным интересом к здоровому образу жизни.
Пандемия оказала значительное влияние на рынок: после нее спрос на фитнес-услуги резко увеличился. До 2019 года прирост составлял лишь 4-5%, но с конца 2022 года интенсивный рост восстановился, что отражает запрос людей на восстановление формы после периода ограничений.
В этих условиях наблюдается повышение интереса к спортивным товарам: за 2023 год число покупок в этой категории выросло на 24%, а оборот увеличился на 10%.
Умная техника
Рынок умных устройств в России в 2024 году продолжает расти. По оценкам группы «М.Видео-Эльдорадо», объем продаж составит 3,6 млн штук, что на 20 % больше, чем в прошлом году. Повышенный интерес россиян к умным товарам для дома связан с расширением ассортиментного ряда, а также со снижением средней цены на товары данной группы. Наибольший рост в 1 кв. 2024 года показали такие категории, как умные светодиодные ленты (+1000%), датчики безопасности (+220%), умные светильники (+83%) и умные замки (+60%).
При этом наиболее крупными растущими категориями выступают умные колонки с ростом продаж на 33,3% до 10 млрд руб. и роботы-пылесосы, продажи которых выросли на 23,1% до 9,6 млрд руб. в сети «М.Видео-Эльдорадо».
Наиболее высокие темпы прироста умных товаров для дома характерны для маркетплейсов. Например, в 2023 году на Wildberries продажи выросли в штуках на 168% и на 130% в стоимостном выражении.
Товары для животных
По данным исследования NielsenIQ, свыше 70% россиян держат домашних животных, при этом в последние годы количество питомцев в семьях растет, что поддерживает индустрию ухода за домашними животными.
Среди основных сегментов продаж товаров для животных — корм для кошек, корм для собак, наполнители и лакомства. Кроме того, активно продаются и другие категории, в том числе игрушки, одежда и др.
Достаточно активно растут продажи через онлайн-каналы — в янв-авг 2024 года продажи в интернет-магазинах выросли на 35%, объем покупок — на 63%, а число покупателей — на 37%.
Товары для хобби
Товары для хобби являются еще одной интересной категорией для продаж на российском рынке. По статистике, у 69% россиян есть хобби, среди популярных примеров досуга — занятие спортом (17%), рукоделие (13%), чтение книг (10%), охота и рыбалка (10%), садоводство (9%).
В условиях растущего стресса и тревоги уделение внимание хобби позволяет россиянам расслабиться и переключить внимание. Еще в 2022 году продажи товаров для хобби на Wildberries выросли на 90%.
По данным маркетплейса «Мегамаркет», в 2024 году в топе продаж такие категории, как товары для аппликации, лепки и декора, товары для рыбалки, товары для флористики.