Борьба с киберугрозами: чек-лист по защите компании и ликвидации последствий кибератак
Фишинг
Фишинг (от англ. phishing — преднамеренное искажение слова fishing — ловля на крючок, «выуживание») представляет совокупность действий, направленная на получение данных обманным путем. По данным PhishLabs, в первой половине 2021 года общий объем фишинговых атак вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цель таких атак — украсть ценную информацию, которую злоумышленники могут использовать с целью кражи денежных средств или шантажа, заключил эксперт.
Программы-шифровальщики (вымогатели)
Программами-вымогателями называют вредоносное ПО, которое хакер внедряет в систему через электронную почту или другой канал. Оказавшись на устройстве, такие программы зашифровывают ценные файлы или их часть. За дешифровку и восстановление документов (а в последнее время еще и за неразглашение информации) хакер требует крупную денежную сумму. Опасность программ-вымогателей заключается в том, что ее можно непреднамеренно скачать с вредоносного веб-сайта или загрузить вместе с вредоносным вложением. При этом такая программа будет долгое время оставаться незамеченной.
DDoS-атаки
DDoS-атаки представляют собой следующую систему: атакуемый ресурс автоматически отправляется большое число запросов, чтобы перегрузить сайт и вызвать сбой.
«Человек посередине» (MITM-атаки)
Нарушитель становится посредине между жертвой-заказчиком и целевым ресурсом и старается перехватить сообщения от одного к другому и заполучить ценную информацию. Таким образом, пока жертва думает, что работает напрямую с веб-сайтом своего банка, злоумышленник создает промежуточный узел, через который получает все интересующие его данные.
Какие решения следует предпринять для предотвращения кибер-угроз?
Разумеется, важно заботится о техническом аспекте кибербезопасности и внедрять современные средства защиты как периметра сети, так и приложений, отметил директор центра кибербезопасности Orange Business Services в России и СНГ Юрий Бармотин. Но поддержание должного уровня кибербезопасности — это постоянный процесс, затрагивающую бизнес на всех уровнях, включая организационный. Например, надо включать руководство по информационной безопасности для поставщиков любых услуг, а также повышать осведомленность сотрудников о киберугрозах и обучение их основам «цифровой гигиены».
Для того, чтобы план противодействия киберпреступникам оставался актуальным, его следует обновлять на регулярной основе — желательно один раз в год, считает Артур Филатов. Главное в случае кибератаки — обеспечить непрерывность ведения бизнеса, считает Юрий Бармотин. А значит, к таким ситуациям надо готовиться заранее — у компании должен быть предусмотрен стратегический план, регламентирующий координацию внутренних и внешних служб, задействованных в купировании последствий атаки, взаимодействии с подрядчиками, партнерами, средствами массовой информации. Далее у компании есть два варианта — либо задействование собственной команды расследования киберпреступлений, либо обращение к подрядчикам на рынке, которые смогут не только расследовать, но и локализовать проблему.
Статистика демонстрирует увеличение количества киберугроз как во всем мире, так и в России в частности. В России Юрий Бармотин выделил следующие типы киберугроз: здесь преобладают фишинговые атаки, вредоносное ПО для мобильных устройств, программы-шифровальщики, атаки на личные устройства работающих дистанционно сотрудников. Помимо роста интенсивности, злоумышленники стали применять большое количество ранее мало используемых векторов.