Электронная транспортная накладная останется необязательной до конца 2023 года
15 ноября 2022 на площадке Цифрового делового пространства в Москве представители ФНС, Минтранса, Минцифры, отраслевых ассоциаций и реального бизнеса рассказали о ходе и перспективах внедрения юридически значимого электронного документооборота в России в рамках III Всероссийского форума по электронному документообороту.
В ОТК «ЮниТранс» поделились впечатлениями от мероприятия и рассказали об обсужденных темах, важных для транспортно-логистического рынка и участников перевозочного процесса в целом.
Прежде всего, особое внимание было уделено первым итогам применения участниками транспортного рынка электронных перевозочных документов и разным аспектам функционирования государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), разработка которой, как подчеркнул в своем выступлении заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов, запущена в ответ на запрос рынка.
Представитель Минтранса, замдиректора департамента цифрового
развития Ян Комаха рассказал о работе по подготовке нормативной базы для функционирования ГИС ЭПД: за период с 2018
года выработаны и приняты 2 федеральных
закона, 3 правительственных постановления и 3 подведомственных акта,
обеспечивающих оборот электронных перевозочных документов.
ГИС ЭПД начала работу 1 сентября 2022 года, в ней пока доступно формирование 3 электронных документов:
- электронной транспортной накладной (ЭТрН),
- электронной сопроводительной ведомости,
- электронного заказ-наряда.
В 2023 году к ним прибавятся электронный путевой лист, договор фрахтования и электронный заказ (заявка), а в дальнейшем — спецразрешения и международная накладная.
Неповсеместное
покрытие территории России телекоммуникационной связью и доступом в интернет не должно стать
препятствием для применения ЭПД. Именно с учетом этих реалий решено реализовать
функционал контроля на дорогах через интерфейс динамического QR-кодирования, допускающего
отсутствие интернет-подключения в момент проверки транспортной документации: при
считывании QR-кода на
планшете инспектирующего сотрудника будет отображаться базовая информация о
перевозке в формате транспортной накладной для сверки по атрибутивному составу.
По заверениям представителей власти, алгоритмы проверки QR-кодов были донесены до личного состава Ространснадзора и МВД РФ, осуществляющих контроль на дорогах, и отработаны во всех субъектах РФ в ручном режиме. Тем не менее, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» пока не располагает информацией о фактах и результатах проведения таких контрольных мероприятий на дорогах.
Отвечая на вопрос о сроках перевода электронных перевозочных документов в разряд обязательных, Дмитрий Баканов заверил, что на текущем этапе оформление перевозочных документов в электронном виде — скорее возможность упростить ряд процедур. Об обязательности ЭПД можно будет говорить только после полной обкатки системы, итоги которой подведут в конце 2023 года. В перспективе же электронный документооборот будет последовательно введен на всех видах транспорта, включая мультимодальные перевозки.
Тем временем, крупный бизнес в вопросе перехода на ЭПД зачастую занимает выжидательную позицию. Это верно даже по отношению к гиганту ритейла Х5 Group, который принимал участие в пилотном проекте применения ЭПД со своим автопарком в 4200 транспортных средств. По признанию начальника управления по взаимодействию с органами государственной власти X5 Group Артура Гафарова, в компании с нетерпением ждут от разработчиков системы решения ряда технических и юридических вопросов, чтобы внедрить полностью готовое, обкатанное решение. Бизнесу с миллионным ежемесячным количеством автомобильных отправок на внедрение электронных перевозочных документов потребуется не менее полугода — поэтому хотелось бы масштабировать уже максимально финализированный продукт, подчеркнул он.
По этой причине в авангарде внедрения ЭПД может оказаться
малый и средний бизнес как более гибкий и менее инертный, готовый динамично
реагировать на текущие изменения. Но для этого, по мнению участников дискуссии,
необходимо сделать переход на работу с ГИС ЭПД максимально простым, быстрым и малозатратным.
В целом участники мероприятия сошлись во мнении о необходимости дальнейшей доработки разных аспектов ЭДО и, в частности, ГИС ЭПД с учетом текущей практики ее применения в добровольном порядке и при активном участии бизнеса.
«Как участники транспортного рынка мы ожидаем от внедрения системы ЭПД не только удобства и скорости взаимодействия между сторонами перевозочного процесса, но и повышения безопасности транспортировки и сохранности груза при перевозке,» — подчеркнула по итогам форума директор департамента взаиморасчетов ОТК «ЮниТранс» Светлана Кислинская.
С одной стороны, электронное взаимодействие поможет дальнейшему «обелению» рынка автоперевозок, будут отсекаться лазейки для применения различных мошеннических схем и хищения грузов.
С другой стороны — информация, поступающая в ГИС ЭПД, может использоваться для организации быстрого и удобного онлайн-сервиса страхования грузов и ответственности перевозчика. Уверены, что реализация такой возможности значительно повысила бы востребованность услуг страхования при грузовых автоперевозках в условиях жестких сроков доставки, не оставляющих лишнего времени на оформление дополнительной документации.