Что такое геймификация и как её правильно применять
Применение тех же игровых техник, но уже в неигровых процессах называется геймификацией (от англ. game — «игра»). Этот инструмент активно используют в маркетинге, бизнесе, обучении и других сферах, чтобы повышать продуктивность и вовлечённость людей. Далее расскажем о видах геймификации, её технологиях и правилах применения.
Разновидности геймификации
Главная задача геймификации — завлечь и удержать участников в процессе для достижения какой-либо цели. Например, мотивировать сотрудников на участие в профессиональных конференциях, покупателей — на совершение новых покупок, а студентов — на продолжение обучения. Выделяют три вида геймификации:
- Внутренняя. Нацелена на сотрудников и помогает повысить показатели эффективности одной команды или всего коллектива. Поможет сплотить людей, увеличить объём продаж или улучшить клиентский сервис.
- Внешняя. Работает на клиентов или пользователей, повышает узнаваемость бренда или продукта, привлекает новых клиентов и повышает лояльность постоянных, увеличивает доход компании.
- Меняющая поведение. Здесь речь идёт о социальных задачах и формировании новых привычек, поэтому такая геймификация может быть применена к любым участникам — сотрудникам или клиентам.
Таким образом, геймификация наделяет действия смыслом и придаёт им значимость, мотивирует на преодоление трудностей и достижение результатов, влияет на ощущение удовлетворённости от процесса.
Принципы работы геймификации
Геймификация может быть разной, в зависимости от задачи. Но, как и любая игра, она базируется на конкретных психологических элементах.
Мотивация. Чтобы мотивировать игрока продолжать игру, каждое его действие должно подкрепляться бонусом. Именно так работают программы лояльности и система кешбэка: чем больше тратите, тем больше получаете.
Конкуренция или сотрудничество. Чем выше статус, тем больше признание, именно поэтому люди стремятся быть лидерами в рейтингах, повышаться в должности или менять статус бонусной карты с менее на более высокий. Или объединяться для достижения цели и участвовать в акциях «Приведи друга», получая бонус за привлечение новых клиентов.
Вознаграждение. Базовые инструменты поощрения со временем теряют ценность. Так, зарплата больше не мотивирует сотрудников, а ученикам уже недостаточно простых оценок. Результат предсказуем и, более того, никак не ранжируется: за задачи разной сложности участник получает одну и ту же награду. Нужно внедрять дополнительные вознаграждения, соответствующие интересам аудитории: накопительные баллы, временные привилегии и так далее.
Примеры геймификации в маркетинге
Рассмотрим примеры геймификации, которую можно встретить чаще всего, — на сайтах товаров и услуг. Это могут быть карточки или печенье с предсказаниями, видеоигры из детства («Тетрис» или «Змейка»), различные тесты и опросы, головоломки и праздничные розыгрыши. Применяя игровые механики, можно решить различные бизнес-задачи:
- получать информацию о пользователях в обмен на какое-либо вознаграждение;
- повышать конверсию продаж, ведь скидки и бонусы мотивируют на совершение целевых действий;
- увеличивать частоту покупок с помощью ежедневных или еженедельных заданий с призами;
- поддерживать интерес новыми заданиями и удерживать пользователей на сайте;
- повышать средний чек, например, когда для получения награды необходимо оформить заказ из конкретных товаров или на определённую сумму;
- внедрять программы лояльности.
Геймификация — это эффективный инструмент практически для любой сферы деятельности, и её реализация может быть разной в зависимости от цели применения: привлечь новых пользователей, повысить лояльность постоянных клиентов, увеличить продажи, оптимизировать внутренние процессы и добиться хороших результатов.
Используйте игры для решения ваших бизнес-задач, чтобы пользовательский опыт аудитории был вовлекающим и интересным, а ваши показатели выше.