Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 991 8 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Регистрация корпоративного цвета в качестве товарного знака

Не так давно в прессе широко освещалась информация о том, что Сбербанк, МТС и Газпром зарегистрировали в Роспатенте свои корпоративные цвета — зеленый, красный и синий. Какие требования предъявляет Роспатент при регистрации цвета?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Крупные компании защищают свои цвета

Товарный знак Сбербанка (свидетельство № 556088)

Товарный знак МТС (свидетельство № 560598)

Товарный знак ГАЗПРОМ (свидетельство № 561631)

Помимо этих компаний товарный знак состоящий из одного цвета — бирюзовый, зарегистрировала еще одна компания — Тиффани энд Компани.

Товарный знак Тиффани энд Компани (свидетельство № 560852)

Можно отметить, что ранее попытки регистрации знаков, состоящих из одного цвета, получали в Роспатенте отказы. Исключением является товарный знак в розовом цвете голландской компании Реккит Бенкайзер Н.В. (всем известный Ваниш).

Реккит Бенкайзер Н.В (свидетельство № 310048)

Какие требования предъявляет Роспатент при регистрации цвета?

Почему регистрация цвета стала возможной? Соответствующий цвет должен твердо ассоциироваться с конкретными товарами или направлениями деятельности той или иной компании. Иными словами, регистрация подобных знаков допускается только при условии предоставления убедительных доказательств о приобретении различительной способности в результате длительного и интенсивного использования. Именно такие доказательства и были представлены в Роспатент перечисленными компаниями, и в каждом случае вопрос о регистрации решался индивидуально.

О непростой регистрации указанных товарных знаков свидетельствуют и сроки, в течение которых заявки рассматривались в Роспатенте. Так, товарный знак Сбербанка проходил регистрацию 3 года 8 месяцев, Газпрома — 3 года и 3 месяца, а регистрация товарного знака МТС уложилась всего за 2 года. Напомним, что срок регистрации, предусмотренный Регламентом Роспатента, — 18 месяцев и 2 недели.

К слову, новые Правила Роспатента, касающиеся оформления и подачи заявок на товарные знаки, предусматривают возможность подачи на регистрацию знаков, состоящих исключительно из одного цвета. Но в дальнейшем успешная регистрация будет возможна лишь при подтверждении, что именно такой цвет ассоциируется у потребителя с конкретным производителем, который длительное время его использует в своей деятельности (т.е. доказать приобретение различительной способности).

Будут ли судебные споры?

Основной вопрос, который волнует значительное число лиц, от представителей компаний, работающих в этих же сферах, до дизайнеров и патентных поверенных, — означает ли подобная регистрация запрет на использование указанных цветов в товарных знаках других лиц или на товарах и в деятельности, перечисленной в свидетельствах на товарные знаки Сбербанка, МТС и Газпрома?

Надо сказать, что мнения специалистов в данном вопросе разделились. С одной стороны, безусловно, регистрация товарного знака наделяет владельца некой монополией на его использование в отношении тех товаров и услуг, для которых состоялась регистрация.

Вместе с тем, в тех сферах деятельности, которые охватывают зарегистрированные знаки, существуют регистрации с более ранним приоритетом, выполненные в той же цветовой гамме. Будут ли владельцы новых знаков оспаривать эти регистрации — пока неизвестно.

Например, товарные знаки, зарегистрированные для банковских услуг с использованием зеленого цвета:

свидетельство № 342856

свидетельство № 299626

международная регистрация № 1047689

свидетельство № 342857

свидетельство № 386413

международная регистрация № 1046319

Товарные знаки в красном цвете для услуг связи:

международная регистрация № 963889

международная регистрация № 925902

свидетельство № 301228

свидетельство № 344252

Товарные знаки в синем цвете для услуг, однородным услугам Газпрома:

свидетельство № 334198

свидетельство № 273266

свидетельство № 425280

Комментируя регистрацию товарных знаков в одном цвете, особое внимание заслуживает тот факт, что регистрация состоялась не просто в отношении того или иного цвета, а для определенных оттенков с указанием их номеров по системе Pantone. У Сбербанка — это зеленый цвет, соответствующий Pantone 349, у Газпрома — синий (Pantone 300CV), у МТС — красный, Pantone 485, у Тиффани — бирюзовый, Pantone 1837.

Согласно материалам Википедии, цветовая модель Пантон (Pantone) — стандартизованная система подбора цвета, разработанная американской фирмой Pantone Inc в середине XX века. На данный момент основной продукт компании — это каталоги цветов Пантон (в разговорной речи пантонный веер), которые состоят из большого количества небольших листов плотной бумаги, на одной стороне которой напечатаны образцы цветов, при этом каждый цвет сопровождается порядковым номером и формулой цвета. Подобные номера и были указаны в заявках на товарные знаки вышеотмеченных компаний.

Регистрируя товарные знаки для конкретного оттенка, экспертиза Роспатента, на наш взгляд, ограничивает их владельцев, не предоставляя им монополию на цвет в целом. Сужая область притязаний и охраны, Роспатент оставляет возможность и для других заявителей зарегистрировать свои товарные знаки в иных оттенках того же цвета. Свидетельством являются товарные знаки, заявки на которые были поданы позже, чем у упомянутых гигантов, однако регистрация таких знаков состоялась.

Например, по тем же услугам, что и знаки Сбербанка, МТС и Газпрома были зарегистрированы, в том числе, следующие знаки:

свидетельство № 504818

свидетельство № 561560

свидетельство № 561454

свидетельство № 516881

Таким образом, регистрация обозначений в похожей цветовой гамме и для тех же услуг, вполне возможна. Другой вопрос — будут ли Сбербанк, МТС и Газпром оспаривать регистрации чужих знаков, и как повлияет регистрация их товарных знаков на деятельность компаний, оказывающих услуги в аналогичных областях?

Думаем, что ответы на эти и другие вопросы, связанные с использованием новых знаков, мы узнаем при столкновении интересов гигантов с компаниями, ведущими бизнес в тех же сферах.

Авторы: Патентные поверенные компании PATENTUS

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем