Google Tag Manager для начинающих: основные понятия и начало работы
Чтобы подключить на сайт Google Analytics, Яндекс.Метрику, собирать аудиторию для ремаркетинга, установить Google Optimize и другие сервисы, необходимо установить тег на сайт. Как правило, без помощи разработчика или хотя бы базовых знаний HTML не обойтись. Когда же возможности взять в штат программиста нет, можно воспользоваться Google Tag Manager. С ним могут работать РРСшники, представители бизнеса, маркетологи и т. д.
Google Tag Manager: что это такое и какие выполняет функции
GTM — сервис от Google, упрощающий работу с JavaScript и HTML тегами на сайтах и в приложениях. Для его использования не нужно знать HTML, а при установке и управление тегами не потребуется помощь специалистов. Хотя, один раз все-таки потребуется: когда будет устанавливать GTM.
GTM — фрагмент кода из 2 частей:
1 часть кода
С GTM вы сможете:
- отслеживать действия пользователей на сайте;
- собирать данные с социальных сетей;
- собирать и отправлять данные для ремаркетинга и ретаргетинга.
При этом можно настроить отслеживание нескольких доменов; внедрить специально разработанные скрипты для тестирования, показа баннеров; настраивать коллтрекинг; объединять внешние сервисы.
С GTM просто изменять любые теги и управлять ими.
Фактически GTM — коробка, куда мы складываем другие программы, сервисы и инструменты.
При установке GTM на всех страницах размещается контейнер с сохраненными тегами и заданными параметрами. Всего несколько кнопок, и вы можете быстро и просто редактировать, запускать и отключать любой тег, вносить изменения в условия для них. Плюс ко всему, к одной учетной записи GTM подключаются несколько сайтов, что актуально, если вы работаете одновременно с разными проектами.
В чем еще преимущества:
- Чем больше тегов, тем медленнее грузится сайт. Чаще всего посетители не дожидаются загрузки страницы и уходят. Использование GTM — одна из многих возможностей улучшить скорость сайта при оптимизации коэффициента конверсии.
- С GTM не нужно лазить в коде, искать файлы с тегами и редактировать их, переживая, что все поломается.
- Если теги размещены сразу на сайте, вы не сможете просто запускать или приостанавливать их. Каждый раз придется ручками прописывать код. С Менеджером вы более гибкие, имеете больше возможностей и тратите меньше времени.
Для кого GTM будет полезен
Нужен, если:
- вы используете несколько систем аналитики + внедрено много сторонних сервисов;
- у вас нет штатного программиста;
- необходимо отслеживать различные KPI;
- проводите A/В-тестирование;
- используете ремаркетинг;
- вы ведете несколько проектов.
Не нужен, если:
- вы применяете 1-2 внешних сервиса и отслеживаете только базовые параметры;
- сайт создан на облачной платформе (Prom.ua, Shopify и другое), функционал которой передает все необходимые данные в Google Analytics и Google Ads;
- у вас одностраничный сайт с одной возможностью взаимодействия (например, отправка формы) и на нем уже установлен Google Analytics.
Основное про понятия и работу
На рабочей области Диспетчера есть три главных раздела ー Теги, Триггеры и Переменные:
Работает Менеджер по принципу последовательной реакции. Для отслеживания действия нужно выбрать тег, указать условие (триггер) и уточнить параметры (переменные):
Создание учетной записи в GTM
Для установки сервиса и работы с ним:
- Зайдите на главную GTM.
- Зарегистрируйтесь.
- Создайте новый аккаунт.
- Заполните все необходимые поля.
- Нажмите Создать.
Вы сразу увидите код, который нужно прописать в разделы
и кода сайта:Этот же код можно посмотреть во вкладке «Администрирование»:
В Менеджере можно работать сразу с нескольким аккаунтами. При этом один аккаунт для одного сайта. Для создания еще одного аккаунта повторяете действия описанные выше.
Данные, полученные с помощью GTM, передаются в подключенные сервисы аналитики, например, в Analytics. Это дает возможность отслеживать эффективность кампаний, тестировать элементы на страницах или вовсе новые страницы, собирать аудиторию для дальнейших ремаркетинговых кампаний. И в результате корректировать стратегию ведения бизнеса.