Что нужно сделать с сайтом, чтобы не получить штрафы от Роскомнадзора из-за закона о персональных данных
В чем проблема?
С 1 июля вступают в силу правки в статью 13.11 КоАП, которые касаются персональных данных. Вырастут штрафы, изменятся виды нарушений и Роскомнадзор будет за всё отвечать.
Раньше нужно было находить нарушения, регистрировать и заводить дело, ждать подписи в прокуратуре. Штрафы были до 10 000 тысяч. Теперь за всё будет отвечать Роскомнадзор, и дело пойдёт быстрее.
Закон о персональных данных существует с 2006. Он довольно сложный и в нем нет чётких формулировок. На наш взгляд, нужно значить термины Персональные данные и Оператор данных.
Персональные данные — любые данные, по которым можно определить одного конкретного человека. Имя, Фамилия, телефон, адрес почты, ссылка в ВКонтакте, дата и место рождения. Точных формулировок нет. Уровень дохода считается персональными данными, а ИНН — нет.
Оператор данных — тот, кто обрабатывает персональные данные. Данные не обязательно собирать, через сайт и заносить в CRM. Если вы нанимаете работника, то вы обрабатываете персональные данные работники и являетесь оператором персональных данных.
Оператором данных будет и обычный человек, который завел блог, и на котором для комментирования нужно зарегистрироваться, оставить электронную почту, или телефон.
Оператором данных будет крупная компания, которая регистрирует людей, оформляет заказы с доставкой на дом и звонит клиентам, чтобы подтвердить заказ.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Какие штрафы?
Если вы собираете телефоны, чтобы перезвонить и пригласить на пробный урок клиента, а потом на этот номер отправили смску с приглашением на мастер-класс — штраф для компаний до 50 000 рублей. Нужно правильно прописывать пользовательское соглашение, чтобы посетитель понимал, что к нему на почту, телефон будут приходить рекламные сообщения.
Если вы собираете телефон, простой кнопкой Жду звонка!. Штраф для компаний до 75 000 рублей. Нужно рядом с кнопкой поставить чекбокс Я согласен на обработку персональных данных или написать такое под кнопкой, а рядом поставить ссылку на пользовательское соглашение.
За отсутствующее пользовательское соглашение, штраф для компаний 30 000 рублей. Пользовательское соглашение должно быть опубликовано на сайте, оно должно быть понятным и предусматривать все способы хранения, обработки и передачи персональных данных.
Штрафов больше, подробнее в статье 13.11 КоАП.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Да ничего не будет, кому нужно с этим возиться?
Одну компанию оштрафовали за то, что в её форме комментирования, была графа Имя. Компания обратилась в суд, обратила внимание, что графа Имя необязательной и многие посетители оставляли псевдонимы. Доводы суд не устроили, и компания заплатила штраф. Источник: постановление Тамбовского областного суда от 04.10.2016 по делу №4А-288.
Гражданин не отдавал кредит банку. Тогда банк попросил коллекторов разобраться с этим. Гражданин пожаловался в суд, за передачу персональных данных третьим лицам, хотя гражданин на это не соглашался. Гражданин выиграл суд. Источник: определение Ярославского областного суда от 05.03.2012 по делу №33-939/2012пределение Ярославского областного суда от 05.03.2012 по делу №33-939/2012.
Клиент Сбербанка написал письмо в банк, и попросил больше не присылать рекламу. Сбербанк прислал индивидуальное предложение. Клиент пожаловался в суд, на незаконное использование персональных данных, банк заплатил 100 000 рублей. Источник: определение Новосибирского областного суда от 02.04.2015 по делу №33-2662/2015
Суды по незаконному использованию, хранению и распространению персональных данных происходят постоянно. Обычно по жалобам пострадавших. Теперь Роскомнадзор может обойтись без прокуратуры и оштрафовать владельца сайта или компанию за нарушения.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Что делать?
Лучше всего проконсультироваться с юристами. проблемы могут быть не только на сайте, но и во внутренних документах, отсутствующих приказах, и подписях. Разберитесь с этим, пока не появились предупреждения и штрафы.
- Пересмотрите пользовательское соглашение. Предусматривает ли оно, емейл-рассылку по оставленной почте?
- Зарегистрируйтесь как оператор данных в Роскомнадзоре, если ещё не сделали этого. Вы можете получать персональные данные от сторонних организаций, вы можете не хранить персональные данные у себя, но закон соблюдать должны. И если вы один раз звоните, чтобы пригласить человека на урок, а потом стираете этот телефон, вы оператор персональных данных. Регистрироваться не надо, если у вас есть только ФИО, человек сам опубликовал эти данные в общем доступе, вы обрабатываете данные сотрудников, используете эти данные только в договоре, и больше эти данные нигде не используются и нигде не распространяются.
- Если вы храните персональные данные у себя в CRM, убедитесь, что сервера находятся на территории РФ, сервера и базу нельзя взломать и данные оттуда не утекут в чужие руки.
- Запрашивайте только нужные персональные данные. Нельзя попросить физический адрес, если подписываете человека на емейл-рассылку.
- Научите сотрудников работать с персональными данными. Они должны по требованию человека, оставившего персональные данные сообщить, что произошло с его данными, удалять по его требования данные из базы. Если у вас несколько емейл-рассылок, человек подписался на три, нельзя ему присылать четвертую емейл-рассылку.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Что мы сделали в Перезвони
Мы посоветовались с юристами и разработали политику конфиденциальности, которую добавили в виджет:
Доработали дизайн виджета. Теперь можно выбрать чекбокс, который подтверждает согласие пользователя на обработку персональных данных.
Так же и в мобильном виджете:
Мы уже хранили наши данные на российских серверах в Питере. Но мы провели дополнительную проверку защиты данных.
Разрабатываем инструкцию для наших клиентов, для подготовки сайта к новым изменениям в области персональных данных.
Подали заявку в реестр, как оператор данных.
Теперь Perezvoni адаптирован под новые изменения в законе, вернее под новые штрафы :).