редакции
ТОП-7 ошибок при работе по моделям FBS и FBO: где теряются деньги на маркетплейсах
Вы ждете прибыль от маркетплейса, но в основном получаете штрафы и сообщения о прочих списаниях? Это финансовые «дыры», через которые теряются деньги на маркетплейсах. Давайте разберемся, как их закрыть, работая по схемам FBO и FBS.Мы в pickTech обратили внимание: операционные ошибки становятся для селлеров рутиной. Этот тезис подтверждает исследование агентства Data Insight, которое показывает, что 21% продавцов отмечают нестабильность работы с маркетплейсами из-за часто меняющихся правил. В таких условиях финансовые последствия каждой ошибки возрастают. Ключевая проблема заключается не в самом факте их возникновения, а в отсутствии системного подхода к управлению этой рутиной. На основе анализа отзывов на ПО из нашего каталога мы выделили топ-7 ошибок, которые совершают продавцы на маркетплейсах. Рассказываем о них на примерах и о том, как автоматизация помогает минимизировать риски их возникновения.
FBO или FBS: где заморожены ваши деньги?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть схемы FBS и FBO с финансовой точки зрения, то есть в контексте управления оборотным капиталом.
FBO (Fulfillment by Operator) — это модель аутсорсинга логистики. Пока ваши средства «заморожены» в товаре на складах партнера, вы платите за всю цепочку: доставку, хранение, сборку заказов и обработку возвратов. Основной финансовый риск — потеря маржинальности из-за нераспроданных остатков и роста расходов на их хранение.
FBS (Fulfillment by Seller) — здесь риск потери средств сосредоточена в собственных процессах продавца. Учитывая, что это модель самостоятельной логистики, здесь убытки генерируются операционными нарушениями: ошибками в учете остатков, некорректной комплектацией заказов и другими.
Типичные ошибки FBO, которые стоят денег
Хотя в модели FBS убытки напрямую связаны с ошибками персонала, в FBO финансовые риски замаскированы под кажущуюся простоту аутсорсинга. Именно здесь продавцы часто попадают в ловушку, считая, что передали все заботы маркетплейсу. Давайте разберем, какие типичные ошибки в этой схеме приводят к реальным денежным потерям.
Ошибка № 1. Низкие обороты средств и переплата за хранение FBO
Отгрузка на склад FBO Ozon партии товара, не соответствующей спросу, приводит к «замораживанию» остатков. Пример: тариф Ozon на размещение обычных товаров — 2,5 рубля за литр в сутки. Вы отгрузили 500 коробок с обувью (объем 3 л каждая), но не угадали с трендом сезона.
Считаем убыток: 500 шт. × 3 л × 2,5 ₽ × 30 дней = 112 500 рублей в месяц вы подарите маркетплейсу. За один квартал такие комиссии превратятся в минус 337 500 рублей из вашей чистой прибыли.
Ошибка № 2. Потери и задержки поставок на склад
Передача товара на склад сопряжена с риском потери контроля. В некоторых случаях он может исчезнуть навсегда. Итог: существенные финансовые потери для селлера из-за утраты партии товара. При этом свою плату за хранение площадка возьмет всегда. Так, в рамках судебного дела одна из предпринимательниц взыскивала с Wildberries стоимость утерянного товара на 12,7 млн рублей.
Ошибка № 3. Некорректная маркировка товаров и документация
Складские системы маркетплейсов опираются на данные селлера, и любое расхождение приводит к прямым финансовым потерям.
Неверные баркоды делают идентификацию товара невозможной, из-за чего он отправляется в «обезличку» до платной ручной обработки. Несоответствие веса и габаритов влечет за собой пересчет логистического тарифа с применением штрафных коэффициентов. Некорректный документооборот и расхождения в УПД могут привести к отказу в приемке всей партии, что означает затраты на возвратную логистику и упущенную выгоду.
Ошибка № 4. Десинхронизация остатков из-за ручного ввода данных
Рассмотрим операционный риск для продавца, работающего на нескольких площадках. У селлера на складе числится последний экземпляр товара, доступный на Wildberries и Ozon. После покупки на одной из площадок менеджер, занятый другой задачей, не успевает обновить данные. Возникает сбой при передаче заказов и происходит продажа уже отсутствующего товара. А это значит:
- На Wildberries будет штраф 50% от стоимости товара.
- На Ozon резко вырастет «индекс ошибок», что ведет к торможению карточек в выдаче.
Такие сбои при работе через личный кабинет маркетплейса и несоответствие остатков — прямой результат отсутствия интеграции 1С с маркетплейсами.
Ошибки FBS, бьющие по карману и репутации
На схеме FBS операционные ошибки на собственном складе приводят к немедленным финансовым санкциям. Рассмотрим ключевые ошибки FBS.
Ошибка № 5. Нарушение регламента отгрузки при масштабировании
Рост числа заказов без автоматизации приводит к операционным перегрузкам. Пример: нарушение регламента отгрузки на FBS Ozon приводит к росту «индекса ошибок», что может увеличить стоимость логистики в 2–3 раза.
Ошибка № 6. Финансовые потери из-за пересорта
Отправка товара, не соответствующего заказу, влечет тройные издержки. Пример: отправка синего костюма вместо заказанного красного платья на FBS Wildberries приводит к оплате логистики в обе стороны и штрафу в 100% от стоимости товара. Такие возвраты из-за ошибки упаковки — прямое следствие операционных сбоев.
Ошибка № 7. Некорректный учет и возвраты на маркетплейсах
Серьезные последствия вызывают возвраты из-за подмены товара. Пример: если по ошибке склада клиенту, заказавшему фен за 10 000 рублей, отправляется более дешевая плойка, Wildberries начисляет штраф в 100% от стоимости фена. Эти расходы нужно учитывать в юнит-экономике селлера.
Анализ показывает, что первопричиной большинства ошибок является неэффективность бизнес-процессов, построенных на ручных операциях и зависящих от человеческого фактора. Только переход к системному автоматизированному управлению этими процессами может минимизировать риски.
Как автоматизация FBO и FBS снижает потери: RDV Маркет интеграция
Автоматизация — это инструмент системного управления процессами. Ее задача — минимизировать вероятность ошибок. Платформы, подобные RDV Маркет, с функцией интеграции 1С с маркетплейсами, являются примерами таких решений. Покажем два примера задач, которые можно автоматизировать.
Проблема № 1: Сложности ручного ввода данных, пересорт и ошибки в карточках товаров.
Решение: RDV Маркет обеспечивает полную, бесшовную интеграцию 1С с маркетплейсами. Остатки и цены обновляются автоматически за минуты. Продали товар в офлайне — он тут же пропал с витрины маркетплейса. Это страхует селлера от отмен заказов и штрафов.
Проблема № 2: Ошибки FBS при сборке.
Решение: Модуль «Рабочее место упаковщика» в RDV Маркет не позволит завершить сборку, пока сотрудник не отсканирует штрихкод каждого товара. Система просто блокирует возможность ошибки, защищая от пересорта.
Базовую версию интеграции RDV Маркет можно запустить достаточно быстро. Это не сложнее, чем разобраться в оферте маркетплейса, а эффект для вашего бюджета будет куда положительнее.
Заключение
Теперь вы видите, что такое FBO и FBS на самом деле — не просто разные опции в личном кабинете, а полноценные экономические схемы работы со своими рисками. Становится очевидно, где теряются деньги на маркетплейсах: в платных хранениях, отменах, штрафах. И все это — из-за применения ручного труда.
Бизнес на маркетплейсе сегодня — это не гонка за оборотом, а постепенное выстраивание системы, которая не даст ошибкам появиться и будет вовремя реагировать на частые изменения оферты и правил маркетплейсов. Решение — автоматизация работы с маркетплейсами. Для выбора ПО изучите отзывы и сравнения из каталога платформ, среди которых есть и упомянутый RDV Маркет.