Что такое воронка продаж и как ее построить?
Воронка продаж отражает весь цикл сделки, начиная от входящего лида или холодного звонка, и заканчивая — оплатой. С каждым этапом клиентов становится меньше. Например, заявки оставили 500 человек, 300 — ответили на звонок, купили — 150, а повторно через год купили вообще 50.
Простыми словами, воронка продаж — это путь, который пройдет клиент от первого касания с продуктом и до покупки. Зачем она нужна, как ее построить и проанализировать, расскажем в статье.
Зачем нужна воронка продаж?
Основная задача воронки — сделать продажи понятными, прозрачными и управляемыми. С чем еще она может помочь?
- Если вы хотите увеличить продажи.
Воронка позволяет легче генерировать идеи по улучшению. Например, вы заметите, что 60% клиентов добавили товар в корзину, но не купили. Что им помешало? Может, стоит добавить способы оплаты или доставки, или настроить рассылки с триггерами выгоды или дефицита.
- Если вы хотите выявить проблемные этапы.
Иногда на каком-то этапе сильно сокращается число клиентов, воронка помогает определить, что именно это за этап, и что нужно доработать.
- Если вам нужны реалистичные планы.
Когда вы видите наглядную конверсию, вам легче прогнозировать объем продаж и им управлять.
Как построить воронку продаж?
Начнем с нескольких простых правил:
- У воронки может быть любой период: неделя, месяц или год. Все зависит от длительности цикла и того, какой период вы планируете анализировать.
- Воронок должно быть много — для разных каналов и продуктов, потому что стратегия продаж для них будет различаться. Иногда делают отдельные воронки для каждого сотрудника, чтобы оценить эффективность их работы.
- Четкие границы для каждого этапа воронки.
- Все этапы воронки должны быть оцифрованы. Сколько клиентов попадает на каждый этап и сколько они там находятся.
- Чем сложнее продукт, тем больше этапов.
Итак, как построить воронку продаж за 3 шага?
- Определите этапы.
Их количество и наполнение зависит от сферы бизнеса, размеры компании и каналов маркетинга. Нормально, если со временем воронка будет меняться, потому что бизнес развивается и процессы совершенствуются.
В основе классической воронки лежит схема AIDA, она по сути своей подходит всем.
Примерно так будет выглядеть воронка, составленная по схеме AIDA
Распишите все этапы, через которые проходят клиенты. И обязательно те, на котором они теряются. Не нужно расписывать каждый, даже миллиметровый, шаг. Достаточно выделить ключевые.
- Выберите инструмент
Можно по-старинке нарисовать воронку на листочке, а можно создать ее в CRM — там есть все необходимые данные для воронки, удобный функционал, и все показатели считаются автоматически.
- Заполните все данные и постройте воронку.
Если все каналы трафика сосредоточены в интернете, то проблем со сбором данных не будет — достаточно подключить их к CRM.
Как анализировать результаты?
Есть 2 главных показателя воронки продаж: общая конверсия воронки и конверсия каждого из этапов. Рассчитывают их по таким формулам?
Визуал 4:
Общая конверсия = показатель последнего этапа / показатель первого этапа (показать в виде деления столбцом)
Конверсия этапа = показатель текущего этапа / показатель предыдущего этапа
Следующий показатель — длина воронки, то есть путь, который клиент проходит от первого этапа до последнего. С ней можно понять, сколько в среднем длится цикл продажи.
Проанализировав результаты посмотрите, где именно отваливается большая часть клиентов. Подумайте, в чем причина, и как ее можно устранить.
Если понять причину трудно, а клиенты теряются, — оставляйте заявку на наш аналитический отчет 100 минут звонков ваших менеджеров. Вы узнаете точки роста продаж, и получите детальный отчет с пошаговым планом роста конверсии вашего отдела продаж. Это бесплатно.