Три не в разговоре автора с заказчиком
1. Не задавайте закрытые вопросы
Есть ключ — входи, нет — проваливай. Небогатый выбор
Вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытый вопрос предполагает ответы типа да, нет, наверное или уже содержит в себе вариант ответа: вам дыню или тыкву? Для нас закрытые вопросы плохи тем, что мы заведомо ограничиваем варианты ответа и домысливаем обстоятельства за собеседника. Это может помешать ему рассказать то, что он хотел.
Открытые вопросы задавать не всегда просто, тут помогает механический прием — начинать с вопросительных слов: как, что, кто, когда, почему.
Почему — вообще волшебное слово. Приучите себя на любое нет автоматически спрашивать почему? и будет вам счастье.
— Нет, это дорого.
— Почему вы думаете, что это дорого?
— У других дешевле.
— А как думаете, почему у других дешевле?— Возможно, они тратят меньше времени на подготовку или быстрее пишут.— А что может случиться, если потратить меньше времени на подготовку и написать быстро?
— Результат может быть хуже.
Конечно, не все наши вопросы должны быть открытыми. Закрытые подойдут, чтобы, например, зафиксировать договоренности:
— Значит, мы договорились, завтра я выставляю счет и вы его оплачиваете до среды?
— Да.
2. Не старайтесь казаться умнее
Вокруг сотни способов самоутвердиться, вам точно обязательно изображать из себя самого умного именно сейчас?
Это, к слову, одна из причин нашей любви к закрытым вопросам — мы хотим показаться умнее и дать понять собеседнику, что разбираемся в предмете разговора. К сожалению, эта привычка остается с нами и тогда, когда наша главная задача — дать высказаться собеседнику максимально подробно.
— Как работает ваш бизнес, откуда приходит основная часть дохода?
— Ну, у нас транспортная компания…
— Понятно, возите грузы и, наверное, основные деньги от постоянных заказчиков. У меня у друга такая же фирма, он говорит, больше половины дохода от таких клиентов. Правда, сейчас кризис, всем тяжелее стало…
— Нет, у нас парк катафалков, мы сейчас на подъеме.
3. Не стесняйтесь
В это нелегко поверить, но у людей масса способов проводить время помимо обсуждения наших персон
Всё та же проблема — мы стесняемся задавать много вопросов, нам некомфортно спрашивать. Мы лучше промолчим, если недопоняли что-то, на наш взгляд, простое, чем переспросим.
Первокурсников журфака раньше отправляли на улицу, к людям простых профессий: дворникам, продавцам кваса или газетного киоска. Задачей было взять интервью о профессии, задав не менее 50 вопросов.
Признаюсь, мы обычно ломались вопросах на 30, остальное потом дописывали из головы, но и этих 30 хватало, чтобы навсегда понять: люди охотно рассказывают, если их спрашивать с интересом.
Если всё же стесняетесь — постелите соломки, сразу предупредите, что станете задавать много вопросов, многие из которых могут показаться глупыми. Как правило, вас успокоят и скажут, что все понимают, не переживайте.
Самое главное
В подавляющем большинстве случаев мы относимся к себе слишком трепетно. И мы удивительно мнительны при этом. Между тем, правда в том, что все наши клиенты — поголовно! — эгоисты, которые думают о себе больше, чем о нас. И им нет до нас дела вне рамок той задачи, которую они хотят нам поручить.
Им и в голову не приходит оценивать нас, нашу манеру говорить, им наплевать, как мы выглядим и что думаем по вопросам мироздания.
Они не стараются подметить наши косяки, чтобы обсудить их за семейным ужином. Это всё наши собственные демоны-тараканы.
Не напрягайтесь по поводам, которые этого совсем не стоят — это будет четвертый совет.