редакции Выбор
Как не потерять контроль над финансами при росте оборота на маркетплейсах с 2,5 до 500 млн
Группа компаний Smartoff выросла из небольшого интернет-магазина электронной техники с годовым оборотом 2,5 млн рублей. Сейчас Smartoff занимается продажами на маркетплейсах и оборот составляет 500+ млн рублей. Основные направления продаж: электроника, товары и техника для дома, товары для детей, товары для бизнеса, техника для видеоигр.
Александр Кушнир, руководитель группы компаний Smartoff, открыл интернет-магазин электронной техники в 2017 году. Приходилось все контролировать и делать самостоятельно: общаться с клиентами, организовать доставку, работать с возвратами и гарантиями, обеспечивать бесперебойную работу сайта. Любой технический сбой сразу останавливал продажи.
Выход на маркетплейсы и рост оборота
В начале пути интернет-магазин с большим трудом приносил оборот в 2,5 млн в год.
Накануне пандемии Александр задумался о выходе на маркетплейсы. Хотелось перевести часть задач по продажам и маркетингу на сторонние площадки и не зависеть только от собственного сайта. Продажи на маркетплейсах становились трендом и выглядели заманчиво.
Уверенности в успехе не было. Казалось, что придется продолжать делать все самостоятельно, но еще и оплачивать комиссии.
Положительный опыт и отклики других предпринимателей все-таки убедили предпринимателя попробовать.
Александр Кушнир не пожалел. Получилось решить много проблем и задач разом. Стало не нужно заниматься маркетингом, привлечением клиентов, доставкой каждого заказа, содержать информационную структуру, поддерживать сайт. А самое главное — высокий трафик на маркетплейсах, который можно сравнить с трафиком в крупных торговых центрах. При этом аудитория маркетплейсов гораздо шире и не нужно тратить много сил на продвижение бренда.
Продажи начали расти: оборот постепенно увеличился с 2,5 млн до 100 млн в год. Стало сложно вести финансовый учет в Excel, таблички не справлялись с такими цифрами, уходило много времени. Нужен был грамотный учет и удобный инструмент автоматизации, на который не придется тратить уйму времени и сил.
Автоматизация финансового учета без боли
Высокие темпы роста Smartoff на маркетплейсах стали приводить к необходимости усиливать контроль над финансами компании. Даже самый маленький бизнес нуждается в оценке финансовых показателей. Селлеру нужно понимать, сколько и на что он тратит, сколько зарабатывает, есть ли деньги на развитие. При быстром росте можно также быстро потерять контроль над рентабельностью направлений и прибылью. Чтобы такого не произошло нужно грамотно вести управленческий учет.
Управленческий учет — это упорядоченная система всех финансовых показателей бизнеса. Учет показывает, сколько денег потратили, сколько заработали, есть ли долги, какие направления убыточны, а какие прибыльны, сколько денег можно вывести без ущерба бизнесу. Помогает селлеру видеть финансовое состояние бизнеса, контролировать его и принимать решения на основе цифр.
Изначально для решения задачи предприниматель хотел нанять в команду финансового директора, но посчитал возможные расходы и решил попробовать сервис автоматизации.
При обороте до 100 млн рублей в год, в принципе, можно было работать и так. Но когда начинаешь серьезно расти, появляется потребность в аккуратном и понятном финансовом учете.
Для автоматизации финансового учета сначала выбрали самый недорогой сервис. Он включал основные отчеты, интеграцию с банковскими счетами и разделение по статьям. Но после нескольких сбоев в работе и запроса дополнительной оплаты за ведение нескольких счетов в одном и том же банке, Александр решил найти новый сервис и выбрал ПланФакт.
Специалисты ПланФакта помогли быстро и безболезненно перенести данные из предыдущего сервиса. Но результаты автоматизации предприниматель ощутил не сразу. По словам Александра Кушнира, основная ошибка была в том, что покупка и внедрение сервиса были восприняты как конечный результат.
Купили сервис и успокоились. Решили, что больше ничего делать не нужно. А по факту мы просто никак не вели управленческий учет. Использовали ПланФакт для интеграции: пришли деньги, мы посмотрели ДДC и на этом все.
Предприниматель понял, что помимо сервиса нужен профессиональный финансовый анализ и планирование. Для этого обратился к помощи консультантов ПланФакта. Эксперты помогли:
- адаптировать сервис под особенности бизнеса;
- разобраться со всеми отчетами и показателями;
- внести и распределить по статьям все данные;
- настроить интеграции, чтобы данные автоматически подтягивались со всех счетов.
Проанализировать ключевые бизнес-показатели самостоятельно или оценить новые направления можно с помощью бесплатного шаблона финансовой модели.
Результат внедрения — уверенный и контролируемый рост на маркетплейсах
Яндекс Маркет обеспечил компании быстрый рост. Сервис автоматизации финансового учета позволил этот рост контролировать. ПланФакт дает руководителю цифры, в которых он может быть уверен. На основании данных Александр принимает важные управленческие решения: оценивает рентабельность направлений и целесообразность открытия новых, выходит на переговоры с иностранным маркетплейсом Amazon. Предприниматель без сложностей и больших временных затрат держит руку на пульсе и в любой момент времени знает, что происходит с бизнесом.
За счет автоматизации финансового учета и возможностей маркетплейсов для продвижения и продаж компания смогла справится с оборотом 500 млн командой в 5 человек.
Александр считает, что нельзя прийти к полумиллиардному обороту без грамотного управленческого учета. Для него ПланФакт — это «приборная доска», которая позволяет видеть показатели бизнеса и помогает избежать неприятного развития событий, когда обороты есть, а денег нет.
Сервис легко интегрируется с другими программами и сервисами, нужными для торговли на маркетплейсах. Сравнивая ПланФакт и Excel в использовании, Александр рекомендует продавцам отталкиваться от поставленных целей и желаемого оборота.
Управленческий учет помогает селлерам контролировать состояние бизнеса в моменте.
Финансовая модель поможет предпринимателю понять распределение доходов и расходов, как увеличить чистую прибыль бизнеса, какие факторы ограничивают рост, стоит ли открывать новые направления в бизнесе.