Фасовка как условие роста продаж овощей и фруктов
Продажи ФРОВ с каждым годом идут по нарастающей. При этом покупатели предъявляют повышенные требования к свойствам продуктов, связанные с формированием здоровых привычек. Ритейлерам приходится подстраиваться под запросы потребителей и совершенствовать свои компетенции в составлении ассортимента и мерчандайзинге. ФРОВ считается консервативной товарной категорией, с которой трудно экспериментировать, но практика показывает, что нестандартные решения применимы и здесь. Более того, они становятся драйвером роста продаж в FMCG-сегменте. Одним из главных трендов последних лет стали упакованные фрукты и овощи, органические продукты, готовые решения (салаты, миксы).
О том, как воспринимается упаковка ФРОВ потребителями, какие преимущества дает производителям и ритейлерам, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга Планограмма.
Упаковка выгодна всем
Для розничных сетей важно, чтобы продукт дошел до торгового зала свежим. Имел привлекательный внешний вид и максимально долго сохранялся. Торговая матрица должна соответствовать весу, виду упаковки и ее цене. Правильно упакованный продукт привлекает покупателя, поэтому товар на полках не задерживается.
Для производителя упаковка делает его продукцию узнаваемой. Цена упакованного продукта, в зависимости от сезона, спроса, ценовой политики сети, может значительно повышаться, что делает его производство выгодным. Но когда потребитель видит на полках магазинов максимально свежую продукцию, цена перестает иметь значение. Плюс покупатель не затрудняется поиском полюбившейся марки и получает достоверную информацию о происхождении продукта. Он уверен в экологичности упаковки, ее содержимого и спокоен за свое здоровье. Протестировать интерес к фасованной продукции можно на примере картофеля. Какой выберет покупатель? Тот, который лежит навалом в ящике и его нужно еще и самому упаковать в пакет? Или чистый, вымытый, в аккуратной сетке, с подробной информацией о своем происхождении? Покупатель скорее возьмет второй, потому что с ним не возникает сомнений по поводу качества — оно налицо, к тому же не требует лишних манипуляций, как при выборе весового товара.
Брендирование фруктов и овощей
Текущий кризис, как ни странно, не оставил страну без овощей и фруктов. Даже наоборот. Появились новые отечественные производители и поставщики из Азии. Естественно, что конкуренция увеличивается. Чтобы вывести свой продукт на рынок и выделиться, нужны какие-то креативные подходы. Упаковка и дизайн играют в этом главную роль, способствуя, своего рода, премиализации продукта, которая помогает сформировать спрос, привлечь аудиторию и, как итог, увеличить прибыль производителей и ритейлеров. Никто не боится ярких цветов и необычных форм упаковки. Это важные решения при брендировании фруктов и овощей.
Акцент на органике
Интерес к органическим и экологически чистым продуктам появился в последнее десятилетие. Связан с повышением уровня жизни населения страны. Ускоренный рост спроса начался во время пандемии, поскольку люди стали уделять повышенное внимание своему здоровью. Упаковка органических продуктов продлевает срок хранения и является для покупателей гарантией их безопасности.
Производители и ритейлеры в результате анализа рынка продуктов для здорового образа жизни выяснили, что кроме organic food, выращенных без использования токсичных удобрений, есть спрос на продукты для вегетарианцев, безглютеновые и соевые. Становятся популярными этнические. Дешевыми такие продукты не могут быть по определению. Продавать их на вес без какой-либо информации, а только с ценником — невозможно, так как они не будут выделяться среди других. Поэтому лучшим решением для органических продуктов становится упаковка. Она совмещает три функции: привлекает внимание своим дизайном, гарантирует сохранность и информирует.
Еще один тренд — упаковка наборов овощей, салатов и фруктов, готовых к употреблению, стал следствием ускорения темпа жизни и изменением отношения к ведению домашнего хозяйства. Такой формат подачи особенно популярен среди жителей мегаполисов, когда путь с работы до дома не укладывается в минуты, а растягивается на часы. Купив нарезанный набор овощей в упаковке, человек избавлен от утомительного процесса их мытья и шинкования, а может сразу приступить к приготовлению пищи.
Тот, кто следит за популярными тенденциями, быстро понял —упаковать можно практически весь ассортимент ФРОВ, и что это дает шанс повысить продажи. Яркий пример — арбузы. Еще недавно никому не приходило в голову разрезать огромные астраханские ягоды на куски и продавать упакованными. Потому что не учитывалось то обстоятельство, что семьи бывают и малочисленные. Съесть огромный арбуз за один раз — крайне сложно. Всегда остается «неосвоенная» часть, которую еще нужно как-то хранить. Арбуз кусками, да к тому же, упакованными, такой проблемы покупателям не создает, поэтому пользуется повышенным спросом даже вне сезона.
Овощной отдел — лицо магазина
Овощи и фрукты — это огромное разнообразие цветов и форм. Красиво оформленный овощной отдел может стать визитной карточкой торговой точки. Но для создания гармонии требуется правильное сочетание и цветов и форм. Решение этой задачи ложится на визуальный мерчандайзинг. В магазинах, где плодоовощная продукция выглядит привлекательно, продажи овощей и фруктов существенно повышаются. У потребителей свои понятия о пользе каждого овоща и фрукта, но интересно, что большинство из них считают, что чем они дороже, тем качественней и полезней. Дорогие ФРОВ часто выглядят привлекательней как раз за счет упаковки. Дополнительное внимание и желание купить, можно вызвать и красивой выкладкой. Для мерчандайзеров в овощных отделах открывается широчайшее поле для креатива.
Рынок упаковки растет. Здесь удачно совпали предпочтения потребителей, ритейлеров и отечественных поставщиков, которые в рамках импортозамещения увеличивают производство сельскохозяйственной продукции. Есть все предпосылки, что фасованные овощи и фрукты будут занимать в магазинах все больше места.