Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
arrow-right Created with Sketch. Anton Aplemakh 1 840 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

История создания сервиса Platformcraft

Короткий рассказ про то, как создать облачное хранилище с нуля - все про взлёты и падения, и как наша компания уверенно встала на ноги на российском рынке.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сразу после университета я сделал для себя чёткую установку: устроиться на работу в стартап. В стартапах меня привлекало то, что я смогу набраться опыта в различных областях, а не просто научиться забивать гвозди, как это происходит с молодыми специалистами в больших компаниях. После недолгого поиска я нашёл привлекательную, на тот момент совсем неизвестную, компанию и напросился на собеседование. Интервью прошло быстро, задачи были понятные и непонятные, коллектив состоял из трёх человек, перспективы были туманные — мне понравилось. Компания называлась CDNvideo (на сегодняшний день это крупнейший Content Delivery Network провайдер в России и СНГ).

Все мои ожидания от стартапа оправдались полностью:

  • были взлёты и падения,
  • получилось примерить на себе все роли сразу,
  • бессонные ночи, чтобы успеть нарисовать макет стенда к выставке,
  • безумные стартап-тусовки,
  • множество новых друзей и знакомых.

В 2012 году CDNvideo уже уверенно стояла на ногах и внутри сформировался дружный профессиональный коллектив. Одному из крупных клиентов потребовалось хранить свой видеоконтент в облаке, и он попросил нашу компанию сделать им облако.

Опытный образец

Перед нами стояла простая и понятная задача: максимально быстро реализовать прототип и совершить первую продажу. Для этого было найдено готовое решение от стороннего разработчика, который отдавал свой софт по лицензионной модели. Также в штат были наняты разработчик и руководитель проекта. Так появилось облачное хранилище Cloud4Video.

Первое время команда Platformcraft работала и по ночам, и в выходные, но никто не жаловался

Клиента мы подключили, но с поддержкой софта возникли трудности: решение было написано на языке Java, код зачастую без комментариев, штатный разработчик все силы тратил на подпорку и подпилку софта. Ситуация усугублялась тем, что разработчик решения находился заграницей, что значительно замедляло скорость решения проблем. Самой большой неприятностью была нестабильность и непредсказуемость софта.

Два года шла борьба по стабилизации купленного решения. В какой-то момент руководство CDNvideo полностью разочаровалось в проекте, и его начали называть между собой «Чемодан без ручки». Но мы верили в продукт и развитие облачных технологий в нашей стране. В 2014 году мы, собравшись духом, поговорили с основателем CDNvideo Ярославом Городецким и получили 49% проекта в обмен на обещание заняться проектом. В последствии мы выкупили ещё часть доли, и у CDNvideo осталось 25%. Развитием проекта мы занимались на фоне с основной работой.

Программистское чудо

Став самостоятельным проектом, мы решили начать с поиска новой команды разработчиков. Лидером разработки оказался друг детства одного из учредителей из Череповца. Установив софт к себе, он взялся за голову, потому что банально не смог его запустить. Было принято решение отказаться от стороннего софта и перейти на OpenSource.

Взгляд пал на популярные проекты: Openstack, Ceph, Hadoop. Для тестирования нужен был толковый системный администратор, которого не получалось быстро найти. Тогда мы заключили договор с IT Summa (удалённая поддержка инфраструктуры). Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что это был максимально правильный шаг. С ребятами из ИТ Суммы мы смогли быстро протестировать интересующие нас решения. После тестов выбор пал на Openstack, но когда мы развернули его на нашем железе и дали нагрузку — всё развалилось. Почему? Оказалось, что Openstack очень привередлив к оборудованию, на которое он устанавливается. Чтобы всё работало стабильно, все узлы должны быть идентичны, но мы не могли себе этого позволить из-за финансовых трудностей.

Расход колы во время написания хранилища Platformcraft составляет один литр на 200 строк кода​

Тогда наш директор по разработке выступил с амбициозным предложением написать своё хранилище с нуля. Мы покивали, не восприняв его всерьёз, и ушли думать что делать и как быть. Через 3 недели стало понятно, что он не шутил: по ночам он писал свой софт на языке Golang, который может работать на любом железе. В последствии год назад он переписал хранилище на языке Rust, чтобы оно работало максимально быстро. Таким образом, все проблемы пошли нам на пользу: у нас появился свой софт, который работает быстро, стабильно, на любом оборудовании.

Так появился сервис Platformcraft.

Второе дыхание

Мы начали активно привлекать новых клиентов. Самое большое и позитивное влияние на проект оказал онлайн-кинотеатр ООО «Виасат Глобал» (ViPPlay). Крупные клиенты задают вектор развития для маленьких компаний. Для ViPPlay мы реализовали сервис «Полицейской записи» — поток телеканала пишется 2 месяца, и потом из этой колбасы можно вырезать нужный кусок (это нужно для отчётности перед рекламодателями). Также был реализован самостоятельный сервис быстрого транскодирования файлов и возможность чанковой загрузки файлов.

Искали Дата Центры, чтобы установить оборудование. Встречались инновационные системы охлаждения

Сейчас у нас около 100 клиентов. Ежемесячная плата за сервис начинается примерно от 3000 рублей. Телеканалы приносят 40% от общего дохода, онлайн-кинотеатры — 40%, онлайн-курсы — 8%, интернет-магазины — 1%.

Остальные 11% приходится на медиа, которые сложно отнести к определённой категории. В количественном выражении именно таких клиентов у нас больше всего, и работать с ними очень интересно.

Один из проектов «СпортВокруг» представляет из себя социальную сеть для спортсменов. Они также занимаются организацией спортивных мероприятий под ключ, транслируют их в Интернете и выкладывают записи соревнований.

Сначала они использовали для этих целей Youtube, но перешли на нас после того, как их начали банить. Например, спортсмены по гимнастике выступают под известные музыкальные композиции. Одна девочка выступала под Rammstein, и Youtube счёл это выступление нарушением авторских прав.

Сейчас «СпортВокруг» используют наш сервис для хранения записей и фотографий с выступлений, а также учатся продавать свой контент — наш сервис позволяет монетизировать контент не только по рекламной модели, но и продавать сами файлы.

Один из моих любимых кейсов WIF TV — школьное телевидение. Человек всю жизнь занимался съёмками и решил организовать школьное телевидение в учреждении, в котором учится его сын. На чистом энтузиазме, не зарабатывая на этом ни копейки, он начал снимать контент. Мы же предоставили ему инструмент для создания сетки вещания из его видео. У него получился отличный телеканал. Сейчас он организовал целый кружок, в котором дети учатся работать с видео, брать интервью, снимать мероприятия.

Нашим сервисом пользуется Национальная футбольная лига, телеканал «МИР 24», бизнес-школа «Синергия», «ТНТ Music», 2ГИС, «Комсомольская правда».

У каждого клиента своя специфика. Например, «Синергия» большую часть видео хранит у себя, и наш сервис использует как опытную площадку, куда можно быстро залить или удалить видео. Национальная футбольная лига выкладывает много коротких видео, активно используя обрезку файлов. В футбольных трансляциях есть много моментов — красная карточка, удаление, гол, которые вырезают прямо из «лайва» пока идет матч и сразу выкладывают на сайт. «Комсомольская правда» хранит у нас весь контент: не только видео, но и картинки, презентации и документы в PDF.

Свободное плавание

С начала 2019 года нами было принято решение уйти из CDNvideo и полностью сконцентрироваться на нашем проекте. С ведущим оператором CDN в России и СНГ мы остались в хороших партнёрско-дружеских отношениях и стараемся всячески помогать друг другу.

Сотрудники собираются вместе только на корпоративах: все рабочие вопросы мы решаем по сети

Сейчас облачное хранилище Platformcraft уже уверенно стоит на ногах. Наше оборудование установлено в трёх независимых Дата Центрах, контент на всех узлах реплицируется. У нас сложился отличный дружный коллектив, все работают удалённо из дома. Периодически мы встречаемся офлайн, чтобы обсудить планы и поболтать.

На Западе компании, вроде нашей, имеют другой масштаб. Там уже происходят «взрослые» рыночные процессы. Одного мирового лидера, австралийскую компанию Ooalya, летом 2019 года приобрел французский холдинг Dalet, продающий сервисы телеканалам. Второй мировой лидер, американская Brightcove, в год появления нашего сервиса уже вышла на NASDAQ и на данный момент стоит $385 млн. Из России у нас только один конкурент, и мы оба пока далеко не миллионеры.

Российская беда — все стараться сделать самому. Основная задача телеканалов — создавать контент и следить за рейтингами, но многие уже вложились в собственное оборудование для хранения контента и занялись обслуживанием железа. Теперь у них сотни серверов, которые на Avito не продашь. Это удерживает от перехода на облачные технологии: жалко железо, которое пока не отработало свой ресурс.

Когда российские компании все-таки решаются использовать облачный сервис, они часто гонятся за ценой, и на Западе, на первый взгляд, видео хранить дешевле. Иллюзии проходят, когда приходит счет, где указан внутренний трафик, количество запросов, временные буферы и все прочее в том же духе. На Западе не принято закладывать дополнительные расходы в цену услуги.

Для российских телеканалов, выбирающих облачные сервисы, у нас есть преимущество, поважнее низких цен: мы храним данные в России и не зависим от политики. Пытаясь заблокировать Telegram, весной 2018 года Роскомнадзор заблокировал в общем 18 млн IP-адресов и заодно «положил» много сайтов, хранящих данные на Amazon и других иностранных сервисах. Нас эта история никак не затронула.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем