Что предложить ppc-специалистам уровней middle и senior, чтобы они захотели у вас работать — исследование ppc.world
Эти и другие интересные данные — в нашем исследовании.
Мы провели опрос среди 100 специалистов уровней middle и senior из наших агентств-партнеров — узнали у них, что они ценят в работе больше всего, чего ждут от своих обязанностей и работодателя и какие вакансии могут привлечь их внимание. Когда мы анализировали результаты исследования, выяснили, что ответы специалистов уровня middle во многом отличаются от ответов специалистов уровня senior.
Пара слов о том, как проводили исследование. Мы создали Google Форму с 10 вопросами. Среди них было 6 закрытых вопросов с возможностью выбрать один ответ, 2 вопроса с множественным выбором вариантов ответа и 2 открытых вопроса без вариантов ответа.
Опрос разослали 12 агентствам-партнерам и отправили в чат нашего комьюнити. Ответы собирали в течение двух недель. Всего в опросе приняло участие 102 человека.
В этом материале поделимся полученными данными и инсайтами.
Благодарим наших партнеров за участие в исследовании: eLama, Яндекс, MediaNation, MediaGuru, Риалвеб, ArrowMedia, Nectarin, Molinos, СберМаркетинг, Artics Internet Solutions, Kit Soler и E-Promo.
Middle хотят получать оклад, а senior — оклад + премии
Деньги оказались важны для специалистов всех уровней: для senior — чуть больше, для middle — чуть меньше. Интересно, что среди последних были те, кто ответил, что зарплата для них не важна — их оказалось 3%. Среди senior таких ответов не было вовсе.
Социальных гарантий от работодателя ждут и middle (73%), и senior (82%). Все хотят получать полностью белую зарплату без задержек, работать по трудовому договору и лечиться по ДМС.
Мы спросили ppc-специалистов, из чего должна складываться их зарплата. Тут ответы оказались противоположными. Две трети middle считают, что все деньги должны быть зашиты в оклад, а 8 из 10 senior — что плюсом к окладу должны выплачиваться премии за достижение KPI. Были и те, кто сказал, что зарплата должна зависеть только от степени выполнения KPI: 100% оклада за выполнение KPI, 75% — за выполнение KPI на 75% и т. д.
Можно смело утверждать, что между уровнями навыков и принципами работы middle- и senior-специалистов — большая пропасть. Специалисту очень непросто дорасти до senior. И важны не только хард-скиллы. Senior видит проект в комплексе, у него более сложные клиенты, для которых он разрабатывает и реализует комплексные стратегии продвижения. Специалист такого уровня в силу своего опыта имеет полное представление, что ему нужно делать и какие инструменты использовать, чтобы получить желаемый результат. Он также понимает, как можно вырастить тот или иной проект и увеличить выручку с него. Вероятность ошибки у такого специалиста значительно ниже, чем у middle.
Конечно, в каждой компании положения о премировании сотрудников и принципы расчета премиальной составляющей зарплаты отличаются. Но в основном премия завязана на выручке с проекта. Чем выше уровень специалиста, тем больший проект ему можно доверить, тем выше выручка, и, соответственно, премия с этого проекта. Кажется вполне логичным, что senior предпочитает получать определенный бонус при достижении KPI на проекте, за который он отвечает.
В предпочтении более гибкой системы мотивации играют роль следующие факторы:
• у senior техническая экспертиза выше, чем у middle;
• senior обладают достаточными скиллами для выполнения проектов разной степени сложности;
• senior либо уже закрепились в какой-то нише и знают ее нюансы, либо стали универсальными специалистами;
• как правило, senior имеют уже устойчивые продуктивные отношения с клиентами.
За счет этих факторов senior быстрее могут показывать результаты на новых проектах, экономить свое время на старых, а значит, чувствовать себя более уверенно с финансовой точки зрения и быть более мотивированными на получение дохода, который зависит непосредственно от их действий — выполнение KPI. А специалисты уровня middle только выходят на плато уверенности в своей экспертизе. Они могут экспериментировать с нишами и искать свой клиентский рынок, поэтому заинтересованы в более стабильном доходе.
Для senior важнее работать над интересными задачами, чем для middle, и соблюдать work-life balance
С рутинными задачами приходится работать всем. Но больше чем для половины специалистов уровня senior важно, чтобы в общем пуле было больше нестандартных задач, чем операционных. А для половины специалистов middle такой баланс не принципиален.
Senior видит проект в комплексе, у него обычно более крупные клиенты, для которых применяются сложные комплексные стратегии продвижения. Такой специалист давно набил руку на решении стандартных задач и теперь постоянно совершенствует навыки за счёт комплексного подхода к проектам, тестирования новых инструментов, поиска разных путей для увеличения маркетинговых показателей.
Самым лучшим в своей работе ppc-специалисты считают достижение результатов: им нравится выполнять сложные KPI, находить решение нестандартных задач, проводить успешные тесты новых инструментов и перевыполнять планы. Остальные любимые моменты различаются по значимости у специалистов разного уровня.
Топ-3 того, что любят в работе специалисты уровня middle, помимо достижения результатов:
- хороших клиентов — 21%;
- признание коллег, руководства, заказчиков — 21%;
- рабочие процессы и задачи — 20%.
Топ-3 у специалистов уровня senior:
- рабочие процессы и задачи — 26%;
- признание коллег, руководства и заказчиков — 24%;
- деньги: зарплаты и премии — 17%.
Любопытно, что для senior хорошие, адекватные и неконфликтные клиенты не так важны, как для middle. Возможно, это связано с тем, что с годами они уже научились находить подход ко всем без исключения и перестали нервничать из-за того, что заказчикам приходится по несколько раз объяснять одно и то же (этот стресс-фактор в опросе отмечали в основном middle-специалисты).
Еще один фактор, который оказался критически важен для 7 из 10 senior, — это свобода действий в планировании рабочего времени. Они хотят в определенных рамках сами выбирать, что и когда им удобнее делать. 6 из 10 middle также считают это важным.
Senior, как правило, хотят, чтобы контроль над ними не был жестким. Это дает им возможность самостоятельно планировать работу и по-своему выстраивать стратегию. У senior-специалистов больше опыта и уверенности в своей квалификации, в отличие от middle. Поэтому они готовы брать на себя больше ответственности и работать с нестандартными задачами, которые пополняли бы список их профессиональных достижений.
82% senior ценят, когда процессы в компании выстроены так, чтобы сотрудники могли соблюдать work-life balance и не перерабатывать без острой необходимости. Для них это более важно — они чаще, чем специалисты уровня middle, говорили, что им не нравятся переработки, хотя вопрос был поставлен открыто («Что вам не нравится в работе?»), предложенных вариантов ответа не было.
Для 8 из 10 senior худшее в работе — это негатив в общении с коллегами и клиентами, а для middle — негатив в общении с клиентами и рабочие задачи
Негатив в общении с клиентами специалисты обоих уровней не любят в равной степени — каждые 4 из 10. А вот проблемы в общении с коллегами на 14% чаще встречаются у senior: они больше писали про непродуктивное общение и конфликты с руководством и коллегами из других отделов, а также про обесценивание их работы со стороны руководства.
Зато у senior нет проблем с рабочими задачами — ни один из них не ответил, что больше всего в работе он не любит свои обязанности. А вот среди middle так отвечали каждые 4 из 10 опрошенных.
При этом для всех специалистов комфортные отношения внутри коллектива так же значимы, как и достойная зарплата.
Интересно, что развитая корпоративная культура для middle важнее, чем для senior — 47% против 32%.
Значимость корпоративной культуры для senior скорее уходит на второй план, немного растворяясь в других, более весомых для них факторах. Скорее всего, на их оценки повлиял опыт работы в этой сфере и знакомство хотя бы на поверхностном уровне с основными агентствами и компаниями на рынке. То есть они понимают, с какими компаниями скорее всего будут готовы провести переговоры, ожидая или точно зная, что их корпоративная культура им близка.
Middle лучше находить на сайтах для поиска работы, а senior — точечно в компаниях и соцсетях
Отвечаем на главный вопрос: где искать нужных вам специалистов. Мы спросили у респондентов, где и как они обычно ищут работу. Все просматривают специализированные сайты с вакансиями, вроде hh.ru, хабра и работы.ру. При этом каждые 4 из 10 специалистов ищут работу через знакомых: нетворкинг помогает находить и новых клиентов, и интересные позиции в других компаниях.
В силу своего опыта и известности в digital-кругах треть senior вообще не ищут работу — эйчары и рекрутеры находят их сами через своих знакомых, в конкретных компаниях, на отраслевых конференциях и в соцсетях, если специалисты ведут там экспертные блоги.
Также мы спросили специалистов, какие волшебные слова должны быть написаны в вакансии, чтобы они на нее откликнулись. Топ-3 решающих фактора для middle:
- оклад от (желаемая вами сумма), готовы обсуждать — 66%;
- возможность самому выбрать формат работы: в офисе, на удаленке или 50/50 — 66%;
- белая зарплата и соцпакет — 53%.
Топ-3 решающих фактора для senior отличаются от middle только вторым критерием:
- оклад от (желаемая вами сумма), готовы обсуждать — 57%;
- фиксированный оклад от (желаемая вами сумма) + квартальные и годовые премии — 55%;
- белая зарплата и соцпакет — 48%.
Помимо этих факторов специалисты отмечали, что их внимание привлекают вакансии, где четко описано:
- как компания участвует в развитии специалиста, какие возможности обучения доступны и на каких условиях;
- есть ли перспектива карьерного роста и до каких должностей реально дорасти;
- с какими клиентами и какими рекламными бюджетами предстоит работать;
- какие цели ставит перед собой компания на ближайшие полгода—год.
Вот несколько примеров вакансий, которые могут заинтересовать ppc-специалистов уровней middle и senior.