Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 650 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Алгоритм творчества и еще 7 техник креативности

Как решать задачи требующие креативного подхода в условиях ограниченных ресурсов и с максимальной эффективностью было придумано более 60 лет. Об истоках креативности, ТРИЗ и многом другом в этой статье.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ознакомившись с множеством статей о креативном мышлении, его развитии, поиске направлений для стартапа и просто советов по генерации гениальных идей, мне захотелось начать свой блог на Спарке с уникальной, но малоизвестной Теории Решения Изобретательских Задач Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ - объединяет в себе все существующие методики поиска решений нестандартных задач и противоречий. Уникальность данной теории в отсутствии необходимости пытаться что-то придумать самому или ждать озарения от ожесточенного мозгового штурма.

На протяжении долгого периода времени в основе креативности, творчества и изобретательства были методы хаотичного перебора вариантов, аналогий, проб, ошибок и чудесных озарений. Так, про создателя одноименной вулканизированной резины Чарльза Гудиера (Goodyear) писали, что для получения искомых свойств он смешивал резину (каучук) с любыми попадавшимися под руку веществами: солью, сахаром, маслом, песком, перцем и даже супом. Томас Эдисон совершил более 10 000 опытов для нахождения идеального устройства щелочного аккумулятора. Они следовали вполне логичному заключению, что рано или поздно перепробуют все сочетания которые возможны, и наконец наткнутся на удачное. Их упорство и везение дали результат, но такая система поиска имеет объективные недостатки.

Вот что говорит сам автор о причинах побудивших его к созданию теории:

Было бы очень удобно, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, обычно это не так. Они представляются продуктом того, что психологи называют интуицией - неожиданной вспышки вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума

Технологии творчества:

Ниже приведены наиболее популярные методики стимулирования креативности:

  • Мозговой штурм - самый известный и самый неэффективный из существующих. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном. Удобный и оперативный способ оценки и генерации идей и решений, основанный на беспорядочном и не систематизированном подборе различных вариантов. Без ограничений и замечаний к предложениям. Смысл метода в генерации как можно большего числа предложений. Их оценка производится на следующем этапе.
  • Синектика - данный метод, предложенный Уильямом Гордоном, можно считать развитым и усовершенствованным мозговым штурмом. Основное отличие, и в этом синектика ушла далеко вперед, это систематизация перебора вариантов и использование карты аналогий. Участники синектического штурма, должны провести прямые, субъективные, фантастические и символические аналогии. Синектика активно развивается и завоевала популярность во всём мире. Клиентами созданной Гордоном организации Synectics Inc. являются такие компании Zinger, General Electrics, IBM
  • Латеральное мышление и шесть шляп мышления - это скорее общее название для комплекса приемов мышления, разработанных Эдвардом Де Боно, позволяющих поставить под сомнение исходные данные и поэтапно взглянуть на поставленную проблему с различных сторон. Аналитически, эмоционально, критически, оптимистически, творчески и в перспективе. Результативность данной техники, обеспечивается разделением и разведением режимов мышления на шесть направлений и выбором нужного подхода в конкретной ситуации.
  • Метод Дельфи - разработан в США в середине прошлого века. В отличии от предыдущего метода гораздо более систематизирован в части фокусировки рассуждений. Участникам не предлагается брать идеи из воздуха и генерировать фантастические решения. Смысл сводится к организации опросов и интервью компетентных специалистов связанных с необходимой областью знаний. Далее на основании полученной информации с применением статистических методов оценки выявляется наиболее популярные тренды в ответах специалистов.

Также можно упомянуть технику SCAMPER, метод Уолта Диснея и Морфологический анализ Цвикки.

Технологии ТРИЗ ушли далеко вперед в плане систематизации креативности по сравнению с приведенными выше методиками.

Основным инструментом на пути к решению возникшего противоречия или проблемы, согласно ТРИЗ, является формирование ИКР. ИКР - идеальный конечный результат, это модель функционирования вашей системы при которой будет достигнут максимальный желаемый результат.

Как пример из реальной сферы можем рассмотреть следующую проблему:

Проблема: фермерские продукты невозможно продавать через существующие продуктовые розничные сети и традиционную торговлю, поскольку они не обладают длительными сроками годности, нужной упаковкой, плохо масштабируют объемы поставок

Противоречие: фермерские продукты нужно продавать через розницу, чтобы достичь потребителя и при этом невозможно это сделать, поскольку розничная торговля не может с ними работать.

Как пришли к решению? Сформулировали ИКР: покупатель САМ забирает НУЖНЫЕ ПРОДУКТЫ, КОГДА и ГДЕ ему удобно

Решение:

1) Организация точек доставки в кафе и ресторанах: делая заказ в интернете, потребитель забирает его сам в точках доставки

2) Дважды в неделю по определенному маршруту выезжает автомобиль с ассортиментом продуктов и можно купить с машины фермерские продукты.

3) Активное продвижение пользы настоящих продуктов, демонстрация отличий и представление самих фермеров на сайте в интернете.

Казалось бы это стандартный кейс по решению проблемы, так как ничем кроме четкой постановки ИКР он не отличается от мозгового штурма.

Но вся элегантность ТРИЗ состоит в отсутствии необходимости думать при решении противоречия.

Как большинство людей, специалистов, аналитиков приходят к правильному решению проблемы? Они исследуют проблему и путем обсуждения, подбора идей и рассмотрения различных вариантов приходят к наиболее приемлемому ответу. Именно на этапе подбора вариантов и проявляется вся красота ТРИЗ. Все ваши рассуждения четко подстраиваются под специальный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Основной функцией АРИЗ, является создание маршрута или трекшн-карты рассуждений, которая целенаправленно ведет вас по всем возможным вариантам решений. Наиболее простой и удобный к применению АРИЗ можно взять здесь

Как пользоваться?

Чем ТРИЗ и АРИЗ может быть полезен нам уже сейчас, на этапе поверхностного изучения?

  • Используйте метод определения Идеального Конечного Результата для визуализации того, к чему вы стремится ваш проект
  • Можете выборочно применять алгоритмы решения изобретательских задач в управлении проектами и поиске решений нестандартных задач
  • Системная аналитика по ТРИЗ поможет вам понять более глубинные проблемы вашего бизнеса
  • Попробуйте применять следующий порядок решения не типовых задач: Проблема - Противоречие - ИКР - АРИЗ - Анализ - Решение - Анализ

Наиболее подходящий вариант решения достигается целенаправленным подбором и комбинацией всех возможных вариантов решения которые уже давно описаны и продолжают дорабатываться в алгоритме решения изобретательских задач. По сути, любое мышление и любая креативность, это комбинация различных сочетаемых и не очень сочетаемых элементов, на границе которых рождаются гениальные изобретения.

Очень точно этот механизм описан у Альтшуллера:

Теоретически число подлежащих перебору вариантов очень велико, но не вызывает никаких сомнений, что изобретатель не перебирает их все подряд, а каким-то образом сужает число проб и ошибок: из 100000 возможных проб изобретатель эвристически выделяет участок, скажем, со 100 пробами. Решающее значение имеет механизм этого выделения, дальше действует обычный перебор. Вся эвристика (в значительной мере и психология творческого мышления) построена на надежде выявить механизм перехода от 100000 вариантов к 100.

Заключение

Несмотря на свою инженерно-конструкторскую направленность, многие идеи и алгоритмы ТРИЗ, несомненно, можно перенести в сферу бизнеса, маркетинга, разработки и управления проектами.

Применение технологий ТРИЗ достаточно редко можно встретить в Российской бизнес среде. На Западе, как это не странно, ТРИЗ используется более активно. Ford, Hewlett Packard, Boeing, NASA, Samsung и сотни других бизнес гигантов так или иначе использовали методы ТРИЗ в некоторых проектах. Но для широкой публики, ТРИЗ до сих пор, остается непонятной и незнакомой методикой.

Литературы и информации о Теории решения изобретательских задач не так много. Начать изучение я рекомендую с работ Альтшуллера.

Идеальным Конечным Результатом написания данной статьи, как мне кажется будет зарождение интереса к разработкам нашего соотечественника Генриха Сауловича Альтшуллера, т.к. нынешнее развитие технологий и бизнеса требует все более изощренных методов решения возникающих проблем.

О применении некоторых элементов ТРИЗ в работе нашей организации постараюсь рассказать в следующей статье.

Бонусом некоторые интересные задачи по ТРИЗ для тренировки креативности:

Задачи по ТРИЗ

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем