Опрос: как вы определяете фейк?
Специалисты контент-маркетинговой платформы PRNEWS.IO пообщались с представителями различных профессий — маркетологами, журналистами, пиарщиками, бизнесменами и пр. — и выяснили, как профессионалы, часть жизни которых плотно связана с медиа, отличают правду от фейка. В опросе приняли участие 130 профессионалов.
Начнем с того, откуда в все мы ежедневно черпаем информацию.
Источники новостей
Главным источником новостей для 40,2% опрошенных остаются новостные СМИ и онлайн-медиа. За ними с показателем 35,9% следуют соцсети.
Телевизору доверяют 6,5% респондентов, а Ютубу — 5,2%.
В Телеграмме добывают информацию 3,6%, а на специализированных форумах и в обзорах и эфирах лидеров мнений — по 3,3%.
Печатные СМИ в качестве главных источников новостей наши собеседники не используют вообще.
Чему доверяют
Своим источникам информации доверяют сразу 57,1%, а проверять наличие первоисточника или дополнительных «пруфов» предпочитают 42,9%.
Что вызывает подозрение
Главный признак — неявный источник информации. Это отметили 29,7% опрошенных.
За ним с 24,3% голосов следуют гиперболизированные, чересчур пафосные и эмоциональные заголовки. И столько же процентов респондентов не доверяют сообщениям, опубликованным на сайтах с неизвестными или подозрительными доменными именами.
Новостям без указания автора не доверяют 13,5% опрошенных, а еще 2,7% — информации, которая подана однобоко, навязывает определенную точку зрения или содержит сомнительные факты.
Что в «сухом остатке»
Если обобщить результаты исследования, то станет ясно, что с большой степенью вероятности фейком окажется:
- Контент, который вызывает сильные отрицательные эмоции — гнев, отвращение, страх или жалость. Скептически стоит относиться к информации, которая пестрит лозунгами, призывами и пр. Как правило, такие тексты пишут те, кто далек от понимания основ журналистики или это 100% фейк. Грамотный текст подается максимально нейтрально и отражает все точки зрения, если речь о конфликте.
- Вялый и безликий текст, начинающийся словами вроде «Военные рассказали...», «Чиновники поделились планами развития...», «Специалисты пообещали разобраться...», а в самой сути не содержащий никакой конкретной информации, цифр, фактов и прочего. Это либо явная ложь либо контент, цель которого — отвлечь внимание читателей от чего-то более важного и актуального.
- Материал, поданный однобоко. Адекватный контент никогда не будет занимать чью-то сторону и тем более кого-то порочить.