Что нужно изучить, чтобы стать проектировщиком интерфейсов?
Ответ на первый вопрос очень прост. Профессия проектировщика сильно востребована. Это высокоперспективное направление. Понять это можно по количеству вакансий и средним зарплатам. Единственно, сначала стоит договориться о том, кого мы называем проектировщиком.
Ответ на второй вопрос уже сложнее и отражает моё персональное мнение. Но я попробую обосновать свою позицию.
Сначала лирическое отступление номер один. Профессия эта сравнительно молодая и похожа на растущее ветвистое дерево, где каждая веточка отвечает за своё направление. Есть толстые ветки профессий вроде UX, UI, аналитиков, AB-тестировщиков, маркетологов и других. Есть такие же толстые ветки с тематиками: сайты, мобильные приложения, интерфейсы терминалов и прочие. Из толстых ветвей растут более тонкие веточки вроде AB-тестировщик мобильных приложений на яблочной платформе или UI-дизайнер и верстальщик тем для вордпресса. Это дерево живое: оно находится в фазе быстрого роста. Каждый год появляются новые технологии, направления и методы работы. Точно так же какие-то из них исчезают, словно опадающие с дерева листья.
А теперь лирическое отступление номер два. Интернет появился в 1982 году. Чуть больше 30 лет назад. И если говорить о веб-интерфейсах, то нужно понимать, что все современные методологии их проектирования, родились в течение этого времени. И придумали их практики в рамках своих процессов разработки. И у каждого такого практика с его методологией — своя история, свои условия и факторы. Кто-то делал проекты на заказ за деньги, кто-то делал что-то для себя, при этом не обладая финансовыми ресурсами, кто-то же, наоборот, ни в чём себе не отказывал в плане финансов и сразу обладал большой командой. Большинство авторов методик и книг, на имена которых мы ссылаемся в работе, живут и здравствуют и продолжают заниматься профессиональной деятельностью, так же, как и мы с вами. Знать и понимать их методы — правильно и хорошо. Брать их за основу своей профессиональной деятельности — ошибка.
И лирическое отступление номер три. Существуют профессии с разными ценами ошибок в процессе их использования. Если музыкант в оркестре промахнётся мимо ноты, этого никто, кроме дирижёра, может, и не заметит. Если дизайнер сделает ошибку в номере телефона в рекламном буклете, компания может потерять какое-то количество денег. Если врач ошибётся с рецептом или у него дрогнет рука во время операции, то это может стоить человеческой жизни. А если архитектор накосячит с планом новой атомной электростанции, то… Чем выше цена ошибки в профессии, тем более комплексное требуется образование для её освоения. А после этого для допуска к каждой последующей должностной ступени требуется всё больше времени на практику.
Любое специальное образование в классическом понимании основывается на общем образовании. Вспомним наш пример с деревом. Корни — это школьная программа. Основание ствола — первые курсы в высших учебных заведениях. Ветви — третьи-четвёртые курсы. И, наконец, веточки и листочки — последние курсы. Чем выше стоимость ошибки в профессии, тем сложнее добраться до этих веточек, они находятся у самой верхушки дерева.
Вернёмся к проектированию. Сможет ли выпускник школы, прошедший один из курсов по проектированию интерфейсов, стать проектировщиком? Конечно, сможет. Он сможет делать интерактивные прототипы в специализированном софте, которые могут неплохо выглядеть и работать. Так же, как и изучив Autocad и прочитав несколько книг по архитектуре, он сможет сделать небольшой проект, который будет хорошо выглядеть и с высокой вероятностью сможет быть продан. Очевидно, что в случае с таким горе-архитектором, проблемы возникли бы на этапе реализации (я уже не говорю про эксплуатацию) здания или сооружения, после чего подрядчики отказались бы строить такой проект, т.к. цена ошибки — человеческие жизни. Проектировщик же интерфейсов ничем не рискует в большинстве случаев. Я сейчас говорю про сайты и приложения, а не про интерфейсы самолётов или тех же самых атомных электростанций.
Поэтому, отвечая на второй вопрос, озвученный в начале этой статьи, я хочу уточнить, что говорю о том навыке проектирования, который требуется при создании интерфейсов с высокой ценой ошибки. Речь идёт не о человеческих жизнях, а, в основном, о больших деньгах, репутационных издержках собственников проектов и потраченных часах пользователей. Предположим, что школьное образование у всех вопрошающих уже есть, поэтому они умеют грамотно писать на своём языке, считать, а также обладают определёнными аналитическими способностями. Дальше я перечислю те базовые навыки, которые могут пригодиться в проектировании, в той последовательности, в которой я бы предлагал их осваивать.
Английский язык. Хотя бы самый минимальный школьный уровень, от которого можно было бы отталкиваться. Нужен для понимания интерфейсов программ, в которых мы работаем, а также языков разметки и программирования.
Вёрстка. Позволит понять основы языка гипертекстовой разметки. Также увидеть технические сложности, которые приходится преодолевать, верстая чужие дизайн-макеты.
Веб-дизайн. Первое знакомство с ним будет ещё на этапе изучения вёрстки. Здесь можно углубить знания по типографике, цветам, композиции. И познакомиться с основным инструментарием.
Программирование. Речь идёт об основах. Принципах объектно-ориентированного программирования, базовом синтаксисе, условных операторах, циклах, массивах и матрицах. Работе с базами данных. Понимании ключевых особенностей разных языков программирования.
SEO-оптимизация. Как проекты индексируются поисковыми системами, как происходит поисковая выдача, что такое мета-данные и прочие базовые штуки.
Основы бизнеса. Что такое спрос и предложение, рынки сбыта, реклама. Законодательство, связанное с коммерческой деятельностью, банки, платёжные гейты. Договоры, деловой этикет, бухгалтерия.
Это основа. В идеале каждое из перечисленных мной направлений хорошо было бы адаптировать под будущих проектировщиков. Я понимаю, что со стороны может показаться, что какие-нибудь из перечисленных навыков не пригодятся. Вспомним, как многие технари жалуются на философию на первых курсах, а также как гуманитарии жалуются на высшую математику.
С этой основой уже можно выбирать себе специализацию. С этими знаниями вы сможете стать и UX-дизайнером, и UI-дизайнером, и аналитиком, и тестировщиком и кем угодно из тех сотен листочков нашего быстрорастущего дерева. Останется лишь добрать необходимых узкоспециализированных знаний на тех самых курсах для проектировщиков, которых сейчас пруд пруди, — и вперёд, повышать свою квалификацию на практике!