Особенности работы с Проекторатом
Есть договор. В договоре прописаны функциональные требования к проектируемой системе. Также в договоре стоит конкретная дата, когда мы показываем релизную версию прототипа, удовлетворяющую всем функциональным требованиям. Если мы эту дату нарушим, мы вернём предоплату и предоставим исходники работ. Эта дата не может сдвинуться вперёд из-за появляющихся новых хотелок клиента или из-за проволочек в согласованиях промежуточных результатов. Технически мы могли бы вообще не общаться с клиентом с начала работ и до этой даты. Сказали релизная версия будет 25 апреля — показали релизную версию 25 апреля. Тут всё понятно.
Но также в договоре сказано: Мы вернём предоплату в том случае, если результат работы Заказчику не понравится. Что делать с таким заявлением?
А делать следующее. Мы работаем не со всеми клиентами, а только с теми, кто, во-первых, самостоятельно принимает наш результат и озвучивает свои решения, во-вторых, может позволить себе потратить личные часы в период работы над релизной версией. Мы так и говорим: К 25 апреля будет готова релизная версия, но от вас потребуется 15 часов вашего персонального времени. Давайте для вашего удобства примерно раскидаем их по календарю. Это отсекает компании, где задача ставится сверху и выполняется через менеджеров. Также это сразу отсекает клиентов, которые физически не могут посвятить столько своего времени на этап проектирования. А нам без него никак! Чтобы выполнить пункт договора, озвученный в начале абзаца, мы не будем играть в угадайку, мы будем общаться с клиентом в процессе работы и вместе с ним придём к нужному ему результату.
Третий момент. После релизной версии мы не ограничиваем клиентов количеством итераций с правками в прототип. Единственное условие: эти правки должны быть в рамках существующих функциональных требований. Это даёт нашим заказчикам уверенность в том, что не придётся платить дополнительные деньги, если результат нашей работы окажется субъективно не тем, что хотелось получить. Знаете, сколько клиентов злоупотребляли этим нашим предложением? Ноль! Работа выстроена таким образом, что уже к релизной дате 90% вопросов закрыты, т.к. заказчик вовлечён в процесс и короткими итерациями корректирует курс нашего корабля именно к той цели, которая сделает его довольным. В среднем мы демонстрируем промежуточные результаты каждые 1,5 дня (от 1 до 3 дней). Каждая демонстрация занимает не больше часа времени и хорошо регламентирована. Показали то, что есть, получили обратную связь, обсудили, ушли работать. И никаких переписок! Никаких цепочек из 45 fwd и re! Комментарии фиксируются проектировщиком во время переговоров по Скайпу и показываются клиенту уже в отработанном виде.
Вот и весь секрет. Важно понимать: не все соглашаются на такие условия работы. Они не удобны занятым клиентам, которые поручили разработку того или иного проекта своим менеджерам. Со своей стороны мы нередко отказываемся работать со студиями в качестве субподрядчиков, потому что зачастую не сможем общаться напрямую с клиентом, а значит окажемся в ситуации бесконечных правок, которая загонит нас в минуса.
Мы хорошо знаем свою целевую аудиторию и стараемся сделать так, чтобы клиенты в итоге становились нашими партнёрами.
За всё время работы Проектората предоплату мы возвращали всего один раз. Это был пункт если результат работы Заказчику не понравится. В этом случае исходники остаются у нас.
А теперь давайте ещё раз ответим на вопрос, поставленный в заголовке:
— Разбиваем работы на до релиза и после релиза;
— Отвечаем деньгами за срок до релиза;
— Снимаем ограничение по количеству правок, настраивая клиента на сотрудничество и доверие, а не на классическую борьбу клиентов и исполнителей;
— Отвечаем деньгами за удовлетворённость клиента результатом, выстраивая процесс совместного движения к результату, а не доказывания того, что мы эксперты и нас надо слушать.