Что такое циклические ссылки на сайте и нужно ли их удалять
Циклическая ссылка — это активная ссылка, которая ведет на ту же страницу, где она размещена. В англоязычном сегменте интернета их называют активными ссылками на текущую страницу («Active Current Page Links»). Встречаются такие ссылки часто, и на вашем сайте они наверняка есть. Вопрос в том, вредны ли они с точки зрения SEO и юзабилити, и стоит ли с ними бороться.
Источники циклических ссылок
Когда говорят, что циклические ссылки — это грубейшая ошибка в верстке, то приводят два аргумента в пользу полного их удаления:
- Ухудшение юзабилити. Из большого количества циклических ссылок пользователи после клика по ним попадают на одну и ту же страницу, что сбивает с толку и мешает нормальной навигации по сайту.
- Негативное влияние на позиции в поисковой выдаче. Поисковые роботы, когда сканируют контент сайта, переходят по ссылкам. В случае же с циклическими ссылками они «ходят по кругу». И если таких линков много, это снижает рейтинг сайта.
Откуда берутся циклические ссылки:
- особенности CMS (шаблон сайта может быть сверстан так, что циклические ссылки содержатся в шапке, меню, подвале, виджетах и прочих элементах);
- особенности плагинов (к «зацикливанию» приводят плагины отзывов и комментариев, похожих и рекомендуемых записей или товаров);
- ошибки при верстке контента (верстальщик может ошибиться и поставить ссылку на текущую страницу);
- ошибки при верстке шаблона сайта/плагинов (случайно или намеренно верстальщики могут поставить циклические ссылки в заголовках статей, последнем пункте «хлебных крошек» и т. п.).
Как циклические ссылки влияют на юзабилити сайта
Начнем с первого аргумента противников циклических ссылок — ухудшения юзабилити. В пример ставят пользователей, которые якобы начинают теряться на сайте, не понимают, где они находятся, и сразу покидают страницу, как только видят циклическую ссылку.
Конечно, это преувеличение. Пользователи покидают сайт по другим причинам: бесполезный контент, «кривая» верстка, непонятная навигация, длительное время загрузки, неудобный просмотр на мобильном, неработающие ссылки и т. п. Именно на этих проблемах важно сфокусироваться в первую очередь.
«Неудобство» циклических ссылок — это спорный вопрос. И тут скорее дело в расположении ссылок и их количестве.
«Хорошие» циклические ссылки
Главные страницы многих сайтов содержат циклические ссылки из логотипа и/или заголовка страницы. Пользователи привыкли к тому, что клик по логотипу приводит на главную.
Помимо Яндекса, циклические ссылки из логотипа есть на сайтах amazon.com, ebay.com, aliexpress.com и мн. др. Вместе с тем некликабельный логотип вряд ли станет неприятным сюрпризом. Если сайт действительно полезный, пользователи адаптируются под особенности его работы.
Также распространены циклические ссылки из активных пунктов меню. Как и ссылки из логотипа, они не несут вреда для юзабилити, и вы можете их оставлять по своему усмотрению.
«Плохие» циклические ссылки
Наряду с «безвредными» циклическими ссылками есть такие, которые ухудшают пользовательский опыт.
Это ссылки:
- из заголовка категории, раздела, карточки товара или статьи (заголовки и подзаголовки текущей страницы вообще не должны быть кликабельными);
- из основного контента (нет смысла вести пользователя из описания товара или статьи на ту же страницу, на которой он уже находится — это действительно ухудшит юзабилити);
- из номера активной страницы пагинации (например, если пользователь находится на странице 2, то ссылка с анкором «2» кликабельна, хотя не должна таковой быть);
- из последнего элемента «хлебных крошек» (если последний элемент навигационной цепочки некликабельный, то пользователь понимает, в какой части сайта он находится; если поставить циклическую ссылку, то он будет думать, что вернется на шаг назад, хотя по факту попадет на ту же страницу).
Как циклические ссылки влияют на SEO
«Зацикливание» ссылок само по себе не является фактором, влияющим на оценку сайта и его ранжирование в результатах выдачи. Но большое количество циклических ссылок усложняет индексацию сайта роботом — он может несколько раз обойти одну и ту же страницу, что серьезно замедлит обход всего сайта.
Кроме того, большое количество циклических ссылок со спамными анкорами, содержащими ключевые запросы, поисковые системы могут воспринять как переспам, что приведет к понижению позиций.
Как найти циклические ссылки
Первый способ обнаружить циклические ссылки — ручной. Наводите курсор на потенциально кликабельные элементы страницы (картинки, ссылки, кнопки), и если URL в нижнем левом углу браузера совпадает с URL в адресной строке, то перед вами циклическая ссылка.
Несмотря на трудоемкость, ручной способ очень надежный. Дело в том, что сервисов, которые бы определяли 100% циклических ссылок, нет. Например, часто сервисы не идентифицируют ссылки на текущую страницу из меню, а только ссылки-картинки или обычные текстовые гиперссылки.
Второй способ обнаружения — парсинг ссылок. Но тут важно подобрать правильный сервис. Например, Google Search Console хоть и собирает внутренние ссылки, но циклические считает дублями, и они не попадают в отчет. В Яндекс.Вебмастере вообще нет информации по внутренним ссылкам — только по неработающим.
Простой и бесплатный сервис — Bulkdachecker. Вводите URL страницы, которую хотите проверить, и получаете список внутренних и исходящих внешних ссылок. Совпадения URL в списке с исходным URL — это и есть искомые циклические ссылки.
Похожий сервис — Hacker Target. Принцип работы аналогичен предыдущему инструменту.
Еще один способ обнаружения циклических ссылок — с помощью расширений для браузеров. Например, для Google Chrome есть Link Klipper. Работает просто: открываете интересующую страницу в браузере и нажимаете «Extract All Links». Все URL со страницы выгружаются в TXT или CSV файл. Далее уже смотрите на совпадения в URL и находите циклические ссылки.
Похожие расширения — Link Grabber и Copy All Urls.
Как убрать циклические ссылки
Убрать циклические ссылки из основного контента несложно: достаточно найти их, открыть редактор CMS и вручную удалить или изменить ссылки.
Сложнее с шапкой, меню и прочими сквозными элементами, которые являются частью шаблона сайта.
Если вы разбираетесь в PHP, то найдете массу способов самостоятельного удаления циклических ссылок. Например, для удаления ссылки из логотипа на WordPress-сайте потребуется отредактировать строку в файле header.php, которая отвечает за вывод лого.
Помимо PHP циклические ссылки удаляют с помощью скриптов. Но скрипты будут работать только на стороне пользователя, поэтому реализация с помощью PHP более предпочтительна.
Некоторые вебмастера «борются» с циклическими ссылками путем преобразования их в якорные вида http://site.ru/#!. С точки зрения юзабилити это бесполезно, ведь сами ссылки остаются, и пользователи при клике по ним попадают на те же страницы.
Также для удаления циклических ссылок есть специальные плагины. Например, для WordPress — «Remove Redundant Links». Плагин конвертирует ссылки вида: О компании в обычный текст со всплывающим заголовком «You are here» (надпись можно поменять).
После установки плагина циклические ссылки деактивируются автоматически. Единственный недостаток — «слетают» стили, поэтому приходится прописывать их вручную.
Не спешите удалять циклические ссылки
Ссылки на текущую страницу не вредят юзабилити и позициям в поиске — при условии, что они улучшают опыт взаимодействия с сайтом. Если на вашем сайте есть циклические ссылки из логотипа или активного пункта меню, их можно не удалять — на многих топовых сайтах они есть, и это не мешает им жить.
Другое дело, если циклические ссылки идут из основного контента, заголовка записи, последнего пункта «хлебных крошек». Это сбивает с толку посетителей и ухудшает поведенческие факторы. Еще хуже, когда циклическими ссылками пытаются накрутить ссылочные факторы. Это бесполезно с точки зрения SEO и может привести к санкциям поисковиков.
Выявить циклические ссылки, которые мешают работать вашему сайту и поисковому роботу во время индексации, вы можете, подключив SEO-модуль «Оптимизация сайта» от PromoPult. Наряду с этой проблемой специалисты выявят и помогут устранить около сотни других параметров, влияющих на результат поисковой оптимизации сайта. Все это в удобном интерфейсе, по чек-листу и с рассрочкой платежей.
Удачи в продвижении!