Страница Ничего не найдено: 6 способов выйти из тупика с выигрышем
Сама по себе страница «По вашему запросу ничего не найдено» — вполне обычная сущность. Люди нередко ошибаются, так что попасть на такую страницу может каждый и не один раз. Важно хорошо отработать эту ситуацию.
В некоторых случаях даже лучшие поисковики не могут найти ответ на поисковый запрос. Иногда на сайте нет нужного товара, а иногда запрос пользователя сформулирован настолько непонятно, что просто невозможно подобрать релевантные результаты.
Неважно, почему пользователь попал на страницу «Не найдено». Если на ней нет полезной информации, возможны два сценария поведения:
1. Пользователь попытается применить другую стратегию поиска: например, попробует иначе сформулировать запрос, использовать навигацию по категориям, выйти на главную страницу и начать сначала и т.д. При этом нет гарантии, что новый подход увенчается успехом.
И тогда включится сценарий № 2:
2. Пользователь просто покинет сайт. Чаще всего он перейдет в Google или Яндекс — и почти наверняка найдет то, что искал, в другом магазине.
Получается, что удержать посетителя от ухода к конкуренту может только хороший UX на странице нулевого поиска. Мы подобрали шесть способов вывести посетителя со страницы «Не найдено» с хорошим настроением и выгодным для вас результатом.
Подсказок для улучшения результатов поиска недостаточно
Многие сайты на страницах «Не найдено» предлагают подсказки, которые должны помочь пользователям правильно сформулировать запрос. Например, проверить его на наличие опечаток, использовать синонимы, убрать детали и т.д.
Это экономное решение с точки зрения реализации. Это лучше, чем ничего, но проблема в том, что пользователи редко читают и тем более используют эти советы.
Даже те, кто попробует следовать рекомендациям, могут столкнуться с трудностями. Несложно исправить опечатку. Но иногда непросто угадать, какой «альтернативный» запрос нужно использовать — как именно искомый товар назван на сайте.
Нередко пользователи не хотят тратить время на чтение советов, а просто вводят другой запрос, и снова нет никаких гарантий, что поиск будет успешным.
Рекомендаций для исправления результатов поиска недостаточно. Они могут быть дополнением к другим полезным элементами, но не должны быть единственной помощью, которую пользователь получит на странице «Не найдено».
Когда посетители оказываются на странице «Не найдено», они уже испытывают недовольство и разочарование. Однако UX-исследование показало, как можно вернуть интерес потенциальных покупателей к товарам на сайте. Для этого рекомендуется использовать шесть блоков — вместе или по отдельности.
Список составлен по убыванию эффективности (по данным исследования).
1. Предложение целых категорий товаров
На странице с нулевым результатом поиска можно показать одну или несколько категорий товаров, в которых посетитель, возможно, найдет то, что искал.
Например, если пользователь ищет «красную зимнюю куртку в клеточку», но магазин не продает зимние куртки такой расцветки, полезной может быть ссылка на страницу категории «куртки». Еще лучше — на категорию «куртки» с примененным фильтром «зима».
Или вот пример с неоднозначным запросом:
2. Альтернативные запросы
Когда пользователь формулирует очень расплывчатый запрос, поисковая система сайта может соотнести его с альтернативными запросами и показать выдачу по ним. Для этого, как правило, система игнорирует «лишние» слова.
Иногда из-за этого система «угадывает» очень приблизительно — как в этом примере с разноцветными брашпенами. Слово «разноцветные» оказалось слишком широко распространено в описаниях товаров.
Можно предположить, что пользователь и сам догадается убрать пару слов из сложного запроса. Но необязательно, так как он может думать, что все равно попадет на страницу «Не найдено», ведь поиск уже не задался.
Хороший поисковый алгоритм на сайте интернет-магазина может автоматически обрабатывать такие сложные запросы «на лету» и сразу показывать варианты результатов по упрощенным запросам. В идеале стоит выводить превью 3-5 основных результатов по каждому возможному запросу, чтобы пользователь мог выбрать, что ему нужно.
3. Персонализированные рекомендации
Не факт, что рекомендации, основанные на истории поиска и поведения посетителя на сайте, помогут ему найти новый продукт. Если девушка уже купила у вас на сайте миксер, рассчитывать, что она придет за вторым, не стоит. Однако этот прием эффективен, чтобы обратить внимание на другой потенциально интересный контент.
Если пользователь не нашел товар, который искал, вы можете напомнить ему о других товарах из категории «ранее просмотренные». Например, напомнить посетителю, что он так и не выбрал кофемолку или не заказал раствор для линз:
Если посетитель оставляет «следы» в аналитике интернет-магазина, этим стоит пользоваться — напоминать ему, что он уже однажды просмотрел, положил в корзину и не купил, какие товары отмечал для сравнения и так далее.
4. Номер телефона, чат с продавцом и другие способы обратной связи
У многих интернет-магазинов есть служба клиентской поддержки — по телефону или в чате. Все возможности связаться с вами должны присутствовать на странице «Не найдено». Так посетители сразу увидят, что они могут получить помощь в поиске нужного товара.
Такая тактика поможет, если нужно уточнить поиск — например, не нашлось халатика с перламутровыми пуговицами, хотя в разделе домашней одежды есть подходящие модели.
Некоторые владельцы магазинов сомневаются в необходимости указания телефона службы поддержки клиентов на странице «Не найдено». Однако не забывайте, что здесь вы можете потерять потенциальных клиентов. Не надо прятать контакты за ссылками на страницы «О магазине» или «Поддержка».
Также попробуйте разместить на странице «Не найдено» виджет для чата с продавцом, т. к. многие посетители склонны скорее написать в чат, чем позвонить в магазин.
5. Контекстная реклама
Размещение сторонней рекламы на странице «Не найдено» может быть неплохим способом дополнительной монетизации. Если на сайте используется действительно хороший поисковый алгоритм, то попадание на страницу «Ничего не найдено», скорее всего, означает, что на сайте действительно нет нужного продукта, так что вы ничего не теряете.
6. Популярные товары и категории
В крайнем случае, вы можете показать популярные страницы и разделы сайта. Они не будут персонализированы под конкретного посетителя и никак не будут связаны с его поведением на сайте, но это хоть какая-то возможность продемонстрировать пользователю, что у вас на сайте есть что-то, что может его заинтересовать. Тем более что мотивация «другие люди покупают этот товар» по-прежнему достаточно хорошо работает.
Итак, подведем итоги. Что должно присутствовать на странице «Не найдено», чтобы сохранить вовлеченность пользователя и увеличить шанс на совершение покупки?
Вот наш рейтинг элементов — от самых важных к менее ценным:
- Предложение поиска в рамках категорий.
- Альтернативные/похожие запросы.
- Персонализированные рекомендации.
- Контакты для связи с продавцом.
- Реклама.
- Популярные товары.
- Подсказки для улучшения результатов поиска.
А чтобы быть уверенным в том, что сайт оптимизирован не только с точки зрения UX, но и под все критичные требования поисковых систем, закажите SEO-аудит в системе PromoPult. Специалисты выявят проблемы в коде, внутренней оптимизации и структуре сайта, дадут рекомендации по наращиванию ссылочной массы и наполнению контентом, сделают сравнение вашего ресурса с конкурентами.
Удачи в продвижении и высоких конверсий!