Главное Свежее Вакансии   Проекты
296 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Дистанционная работа: что изменится с 2021 года?

С 2021 года вступят в силу поправки к федеральному закону о дистанционной работе. Мы разобрались, что изменится в работе удаленщиков и как это отразится на работодателях.

О чем закон


В первую очередь нужно разобраться, что подразумевает само определение дистанционной работы.

Дистанционная работа — это выполнение сотрудником деятельности, положения которой прописаны в трудовом договоре, вне места нахождения офиса, филиала, представительства работодателя и другой территории, которая находится под его контролем.

Одно из обязательных условий этого режима — работодатель и работник должны связываться с друг другом по рабочим вопросам с помощью телекоммуникационных сетей. При этом любое общение работодателя с подчиненным учитывается как рабочее. Кроме того, в законе оговорено, что перевод сотрудника на удаленную работу не может быть основанием для понижения ему зарплаты.

Напомним, понятие дистанционной или удаленной работы было в ТК РФ и ранее. Новый закон никто не принимал, было принято решение внести поправки в уже существующий.

Что изменится в 2021 году?


Одно из обязательных условий этого режима — работодатель и сотрудник должны связываться друг с другом с помощью телекоммуникационных сетей. При этом любое общение работодателя с подчиненным учитывается как рабочее. Кроме того, в законе оговорено, что перевод сотрудника на удаленку не может быть основанием для понижения ему зарплаты.

Напомним, понятие дистанционной или удаленной работы было в ТК РФ и ранее. Новый закон никто не принимал, было принято решение внести поправки в уже существующий.

№ 1

Как было

Дистанционный работник — тот, кто заключил с работодателем договор о дистанционной работе.

Как стало

Дистанционный работник — тот, кто заключил с работодателем трудовой договор, допсоглашение к нему или подписал локальный акт.

№ 2

Как было

Удаленный работник не может работать на территории работодателя. Его появление в офисе должно оформляться как командировка.

Как стало

Удаленный работник сам определяет, где будет работать. При желании он может выйти в офис.

№ 3

Как было

Отправить трудовой договор работнику можно только на бумажном носителе, заказным письмом с уведомлением в течение 3 дней после его заключения. То же относилось и к работнику.

Как стало

Если нет заявления работника, работодатель не должен отправлять ему бумажный вариант трудового договора. Если заявление от работника есть, отправить его нужно в течение 3 дней любым способом: почтой, курьером или при личной встрече. Эти положения действуют и в отношении документов, которые сотрудник направляет работодателю.

№ 4

Как было

Если в трудовом договоре отдельно это не прописано, трудовую книжку на работника не заводили. Если наличие трудовой в договоре предусматривалось, работник должен был отправить ее работодателю заказным письмом.

Как стало

По желанию работника трудовую книжку могут вести. Для этого он должен принести ее лично либо направить заказным письмом. В трудовом договоре больше этот пункт не оговаривается.

№ 5

Как было

Сотрудник может подписывать любые документы только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Как стало

Сотрудник может подписать документы усиленной квалифицированной и усиленной неквалифицированной электронной подписью, на выбор. Подписывать можно только трудовой договор, дополнительные соглашения к нему, ученический договор, договор о материальной ответственности и документы, согласно которым вносятся изменения в перечисленные выше подписанные документы.

№ 6

Как было

Ознакомиться с документами можно только при личном присутствии и под личную подпись или с их электронными вариантами с использованием электронной подписи. То же касалось и документов, которые работник должен передать работодателю.

Как стало

Ознакомиться с документами можно в любой форме, по электронной почте, в чате компании или в мессенджерах. Нужно выбрать удобный способ и закрепить его в трудовом договоре. То же самое касается и документов, которые работник передает работодателю: объяснительные, заявления и т.д.

№ 7

Как было

Работодатель обязан отправить работнику копию приказа об увольнении в тот же день, когда этот приказ подписан.

Как стало

Работодатель имеет право передать работнику приказ об увольнении в течение 3 дней с момента его подписания.

№ 8

Как было

Работник самостоятельно определяет график работы и отдыха, если иное не оговорено в трудовом договоре.

Как стало

Любое взаимодействие сотрудника и работодателя считается рабочим временем. Продолжительность трудового дня определяется в трудовом или коллективном договоре, в дополнительном соглашении к ним или в локальном нормативном акте. Если в перечисленных документах график рабочего дня не указан, сотрудник может определять его самостоятельно.

№ 9

Как было

Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя можно только на основаниях, которые предусмотрены трудовым договором.

Как стало

Расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя можно не только на тех основаниях, которые перечислены в документе, а и в тех случаях, если сотрудник более 2 рабочих дней не выходит на связь с работодателем без уважительной причины или сменил место пребывания и выполнение прежних обязанностей стало невозможным.

Таким образом понятие дистанционной работы становится более понятным, а условия более прозрачными.

Что будет принципиально нового


В ТК РФ будут добавлять и новые положения, которых ранее не было. Они помогут наладить регулирование в сфере удаленной работы.

  1. Варианты дистанционной работы. По новым правилам в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему можно будет указывать, что сотрудника принимают или переводят на дистанционную работу временно, постоянно или периодически. Постоянная дистанционка предполагает, что человек работает удаленно до тех пор, пока действует трудовой договор. Временная не должна продолжаться более полугода. Периодическая предполагает совмещение стационарной и удаленной работы.
  2. Сотрудник не будет обязан поддерживать связь с работодателем в нерабочее время.
  3. Если сотрудника переводят на удаленную работу, ему не имеют права снижать зарплату.
  4. При необходимости отправить дистанционного сотрудника в командировку, работодатель должен ее оформить по всем правилам и выплатить командировочные.
  5. При угрозе здоровью и жизни сотрудников работодатель имеет право перевести их на удаленную работу без их на то согласия. При этом обязательно должно быть принято Положение о временном переводе сотрудников на удаленную работу. В нем должно быть указано, что послужило основанием для перевода на удаленную работу, приведен список сотрудников, которых будут переводить и указан срок перевода. Кроме того, в этом же документе должен быть прописан порядок возмещения сотрудникам затрат, связанных с переводом, перечислены положения об организации труда, способы коммуникации с работодателем и сроки, в течение которых сотрудники должны предоставлять отчеты о работе.
  6. Если вид деятельности не позволяет работать дистанционно или работодатель не может обеспечить сотрудника нужным для работы оборудованием, время, в течение которого тот не сможет выполнять свои функции будет считаться простоем. В этом случае оплата должна составлять не менее 2⁄3 от оклада сотрудника или его тарифной ставки.

Большая часть новых положений призвана защитить права работника, который работает или временно переведен на дистанционную работу.

Преимущества и недостатки удаленной работы


  1. Как и в любом формате занятости, у дистанционной работы есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим подробнее то и другое.
  2. Преимущества для работника
  3. Гибкий график. Даже если режим трудового дня прописан в договоре, всегда можно договориться начать работу позже и позже ее закончить.
  4. Свободный выбор рабочего места. Работать можно не только дома, но и в любом удобном месте: в арендованном офисе, кафе или в нетворкинге.
  5. Социальная дистанция. Нет необходимости выстраивать отношения внутри коллектива, так как взаимодействие с коллегами практически сводится к нулю.
  6. Возможность распоряжаться свободным временем. Освободившиеся время можно провести с пользой, а не просиживать его зря. Например, если рабочая задача уже выполнена, можно использовать время на подработку или отдохнуть.
  7. Отсутствие необходимости в транспорте. На работу не нужно ездить, а значит и не нужно пользоваться личным или общественным транспортом. Это экономия не только денег, но и времени.
  8. Экономия на одежде. Для работы на дистанционке не нужно соблюдать дресс-код и покупать специальную одежду.
  9. Снижение уровня стресса. Когда за спиной нет руководства, а сотрудник более расслаблен, уровень стресса снижается, а производительность труда повышается.
  10. Заработок в ограниченных условиях. Дистанционно можно работать даже находясь в декрете или при проблемах со здоровьем.

Недостатки для работника


  1. Повышенная вероятность ненормированного графика. Если задача срочная, на удаленной работе больше вероятности работать над ней и после окончания трудового дня.
  2. Трудности с отчетом по всему рабочему процессу. Так как задачи бывают разные, работник не всегда может продемонстрировать все этапы их решения.
  3. Отсутствие понимания внутри семьи. Не всегда члены семьи поддерживают того, кто работает удаленно. В этом случае работать тяжело, а выполнение задач затягивается.
  4. Недостаток общения. Некоторые люди не представляют себя без общения внутри коллектива. Им сложно просто работать в течение целого рабочего дня.
  5. Отвлекающие факторы. Если удаленщик трудится дома, его может многое отвлекать: соседи, делающие ремонт, домочадцы и домашние животные. Сюда же можно отнести и интернет, телевидение и многое другое.
  6. Проблемы со связью. Если у работника нестабильный интернет, работа может осложняться не только тем, что приходится нерегулярно связываться с работодателем, но и тем, что иногда нет возможности получить срочную консультацию коллег или руководства.
  7. Проблемы со здоровьем из-за сидячего образа жизни.

Со стороны может показаться, что дистанционка для работодателя — это сплошной плюс. Но это не так. Здесь тоже будут как минусы, так и плюсы.

Преимущества для работодателя


  1. Проще найти нужного специалиста, так как нет привязки к определенной местности. Сотрудник может работать не только из другого города, но даже из другой страны.
  2. Не нужны дополнительные затраты на содержание работника в офисе. Достаточно один раз обеспечить его оборудованием. При этом не будет затрат на коммунальные услуги, закупку канцелярии и обслуживание оргтехники.
  3. Можно сэкономить на аренде, так как необходимость в помещении отпадает.

Недостатки для работодателя


  1. Сложно контролировать работника на дистанционке. Нельзя проверить, действительно ли он работает в настоящий момент или нет.
  2. Сложно коммуницировать, если сотрудники находятся в разных часовых поясах.

Для того, чтобы недостатки не были критичны для компании и ее работы, можно оптимизировать процессы. Что для этого потребуется?

Возможности оптимизации


В каждой компании путь оптимизации будет свой, так как будет играть роль, какая ведется деятельность и какие проблемы ощущаются особенно остро. Перечислим самые распространенные методы оптимизации работы компании в дистанционном режиме:

  1. Атмосфера и общение. Несмотря на то, что человек работает в дистанционном режиме, нужно поддерживать в нем командный дух. Необходимо устраивать созвоны и конференции, где будут обсуждаться все текущие вопросы.
  2. Правила внутри компании. Даже если все сотрудники работают на удаленке, правила обязательно должны быть. Без этого будет хаос, а работа не будет продвигаться.
  3. Контроль не за временем, а за выполнением задач. Не нужно устанавливать на компьютер сотрудников программы, которые отслеживают время, проведенное за работой. Гораздо эффективнее оценивать работу по количеству выполненных задач.
  4. Развитие сотрудников. Не нужно забывать о том, что даже дистанционные работники должны постоянно развиваться и расти в профессиональном плане. Поэтому можно рекомендовать им бесплатные конференции или купить абонемент сразу для всей команды.
  5. Рабочий чат. Он должен быть обязательно. Причем как рабочий канал, где можно оперативно получить помощь по любому вопросу, так и флудилка, где коллеги будут общаться между собой.
  6. Безопасность. В любой сфере деятельности безопасность — одно из главных правил. Сервера компании должны быть хорошо защищены, чтобы никакая информация ни о компании ни о сотрудниках не попала в сеть.
  7. Поддержка. На всех этапах работы сотрудник должен чувствовать поддержку. Он должен понимать, что ему всегда есть к кому обратиться за помощью, и ему не откажут.
  8. Полезные сервисы. Они здорово облегчают работу. Это и планировщики, и коммуникационные программы, и специальные сервисы для отдельных профессий.

Руководство каждой компании должно решить, какие способы оптимизации подойдут именно им. Не нужно использовать их все, так как главное не количество, а все-таки качество.

Заключение


Закон о дистанционной работе в первую очередь доработан для того, чтобы удаленные работники не подвергались дискриминации со стороны работодателя. Кроме того, теперь будут защищены их права в отношении личного времени, оплаты труда и увольнения.

Работодатели же должны будут внести изменения в трудовые договоры тех, кто работает удаленно, а также принять Положение о переводе на удаленную работу, иначе он будет считаться незаконным.

Хотите узнать как перевести сотрудников на удалению и уменьшить расходы компании? Обращайтесь к нам, подскажем бесплатно!

Бухгалтерское агенство «Простые Решения»

Телефон: +7 499 444 62 10

Email: contacts@simple-desicion.ru

Официальный сайт: simple-desicion.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем