Главное Свежее Вакансии   Проекты
263 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Специалист МСФО: подойдет ли на эту роль главный бухгалтер?

Если бухгалтер имеет свидетельство специалиста МСФО, его ценность как специалиста возрастает в разы. Что он должен уметь делать и в чем его отличие от специалиста общей практики? Разберем и еще один важный вопрос — что лучше: человек в штате или сотрудник на аутсорсе?

Кто такой специалист МСФО?


Перед тем, как разобраться с тем, кто такой специалист МСФО, нужно понять, что такое МСФО. Это стандарт бухгалтерского учета, который еще с 1973 года разрабатывает в Лондоне Совет по МСФО. В него входят представители большинства стран, которые объединяют лучшие мировые практики финансовой отчетности. Цель Совета — создать и распространить единую систему принятых во всем мире стандартов финансовой отчетности, которая основана на бухгалтерском отчете.

Специалист по МСФО — это человек, который готовит финансовую отчетность компании в соответствии с международными стандартами. В первую очередь этот специалист востребован в иностранных компаниях. Это связано с тем, что их подразделения на территории РФ обязаны регулярно сдавать отчеты в головные офисы. Однако данные специалисты требуются и российским организациям, которые заинтересованы в зарубежных инвестициях или осваивают иностранный рынок.

Специалист МСФО нужен компании, если она:

  1. Привлекает зарубежные инвестиции или планирует это сделать
  2. Работает на территории РФ в качестве дочернего подразделения иностранной организации
  3. Планирует кредитоваться за рубежом
  4. Планирует выйти на иностранный рынок или на IPO
  5. Ведет взаиморасчеты с зарубежными поставщиками
  6. Хочет видеть более точные результаты в финансовой отчетности
  7. Составляет финансовые отчеты МСФО для других юридических лиц

Специалист МСФО должен не только иметь соответствующий сертификат, но и обладать аналитическим складом ума, вниманию к деталям, аккуратностью, уметь работать с большим объемом информации и управляться в сжатые сроки.

Что должен уметь


То, что человек знает МСФО, еще не говорит о том, что он ценный специалист на рынке труда. Претендентам на вакансию нужно знать английский язык, желательно иметь опыт работы в зарубежных компаниях или аудиторских организациях, а также иметь сертификат СIMA, АССА, DipIFR или СРА. Кроме того, он должен знать основы международных стандартов, уметь давать оценку активам и пассивам и понимать состав финансового отчета.

Важно знать и законодательство в части бухгалтерского учета, гражданского права, а также хозяйственное, финансовое и налоговое законодательство. Кроме того, нужно уметь работать не только с ПК, но и со специализированными программами для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности компании. Минимум — отличное владение MS Excel.

Также в обязанности этого специалиста входит трансформация данных, то есть перегруппировка показателей российской отчетности в формат МСФО и работа с бухгалтерскими базами, обычно 1С.

В зависимости от размеров компании в штате может быть один специалист МСФО, помимо бухгалтера. В крупных холдингах более сложная структура отдела МСФО: ассистенты, которые выполняют небольшие поручения, специалисты и руководитель МСФО.

Ассистенты и специалисты МСФО


Чаще всего эти специалисты занимаются вводом данных для отчетности с помощью программных продуктов. Иногда они могут проверять отчетность по РСБУ и курировать сбор информации с дочерних и других подразделений компании.

Руководитель департамента МСФО


На нем лежит ответственность за весь процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Он же занимается разработкой инструкций формирования отчетности, решает, какие данные из бухгалтерского отчета будут использоваться, как будет формироваться отчет и обрабатываться информация. Кроме того, часто в обязанности этого специалиста входит анализ инвестиционных моделей.

Сравнение со специалистом общей практики


Многие организации, при подготовке к переходу на МСФО, отправили учиться штатных бухгалтеров. Однако они, окончив курсы, пришли к выводу, что этого недостаточно для самостоятельной организации внедрения МСФО в компанию.

Специалисты говорят, что даже у главного бухгалтера может не хватить административного ресурса для решения этой задачи, тем более, что в общем это и не его задача. Для такого масштабного проекта мало отправить бухгалтеров на обучающие курсы, так как МСФО не заменяет бухучет, а идет в дополнение к нему. Это область, которая требует определенной компетенции и самой высокой квалификации.

Несмотря на это, участие в сертифицированных программах повышает профессионализм и квалификацию действующих бухгалтеров. Эти знания помогут им понимать процессы МСФО и подготавливать отчетность на определенных этапах в помощь основному специалисту.

Чем еще отличается обычная бухгалтерская отчетность от МСФО?

  1. Целью учета. Бухгалтерская отчетность готовится для контролирующих и налоговых органов. МСФО — для кредиторов и инвесторов, которые будут принимать инвестиционные решения.
  2. Валютой. Бухгалтерский отчет составляют только в рублях. МСФО — в той валюте, которую компания использует в расчетах.
  3. Отчетным периодом. Обычная отчетность готовится за календарный год, при МСФО компания выбирает период в зависимости от специфики деятельности.
  4. Учетом доходов и расходов. В ПБУ прописан принцип соответствия доходов и расходов, но на практике используется не всегда. При МСФО этот принцип всегда соблюдается.
  5. Консолидацией отчетности. При обычной бухгалтерской отчетности каждое подразделение компании составляет свои отчеты, которые не связаны между собой. При МСФО отчетность формируется по всем взаимосвязанным компаниям и подразделениям.

И это еще не все различия, которые есть. Штатный бухгалтер, даже если и сможет разобраться с новым видом отчетности, то процесс в любом случае займет немало времени.

Разница между человеком в штате и на аутсорсе


Как и у любого аспекта, у этого вопроса есть свои преимущества и недостатки. Чтобы принять окончательное решение, нужно взвесить все «за» и «против».

Преимущества аутсорса


  1. Снижение трудозатрат. Это то время, которое тратят сотрудники для решения задачи. Если сотрудник готовит отчетность МСФО раз в год, ему придется сначала вспомнить что и как делать. Кроме того, если в течение года он не пользуется MS Excel, может понадобиться еще больше времени, чтобы вспомнить, как с ним работать. В этом случае не исключены ошибки.

В свою очередь внешний специалист занимается только МСФО. И со временем становится все более компетентным специалистом. К тому же он регулярно повышает квалификацию, следит за изменениями в законодательстве и может наладить процесс с нуля.

  1. Экономия. Специалисту на аутсорсе нужно платить меньше, чем штатному работнику. К тому же все затраты на обучающие курсы, повышение квалификации и т.д. лежат на аутсорсинговой компании.
  2. Гарантия сроков работы. Сотрудник в штате может неожиданно уволиться или заболеть. Тогда отчетность будет под угрозой срыва, если этого специалиста некем заменить. В случае с сотрудником на аутсорсе это исключено, так как сроки сдачи отчетности прописаны в договоре.
  3. Привлечение экспертов. Если для подготовки отчетности потребуются эксперты, например, актуарии или оценщики, аутсорсинговая компания поможет в их поиске или предоставит своих. Это в любом случае быстрее, чем пытаться самим найти экспертов со стороны.
  4. Объективность и независимость. На точку зрения сотрудника на аутсорсе не влияет мнение руководства компании. Поэтому ему легче увидеть старую проблему организации и решить ее.

Недостатки аутсорса


  1. Стоимость. Если компании нужна ежемесячная или ежеквартальная отчетность, скорее всего это будет дороже, чем зарплата штатного сотрудника.
  2. Сроки. Если компания, которой требуется отчетность, затянула со сроками и обратилась в аутсорсинговую компанию в последний момент, есть вероятность, что процесс будет проходить сложнее.
  3. Контроль. Несмотря на то, что на аутсорсе работают специалисты, процесс нужно контролировать. Причем нужно выбрать человека из руководящего состава, который будет следить за сроками выполнения работ и самим процессом. При этом нужно быть готовыми к тому, что на этот период штатный сотрудник не сможет выполнять свои прямые обязанности и их придется распределять между остальными сотрудниками.
  4. Понимание специфики. Для того, чтобы подготовить отчет, аутсорсеру нужно понять специфику работы компании-клиента. Если информацию не донесут корректно, отчет может получиться недостоверным или не будет отражать реального положения дел.

Согласно вакансиям портала hh.ru, в феврале 2021 года средняя зарплата специалиста МСФО — от 70 до 90 тысяч рублей при условии удаленной работы. Зарплата руководителя отдела МСФО — от 150 до 230 тысяч рублей.

Эксперты рекрутинговых компаний утверждают, что в ближайшие годы будет сохраняться повышенный спрос на специалистов этой категории. Это значит, что оплата их труда будет оставаться стабильно высокой. Кроме того, поиск соответствующих сотрудников в штат — долгий и непростой процесс.

Поэтому крупные организации часто совмещают штатного специалиста и аутсорсера. В этом случае штатный сотрудник занимается обработкой документации и внесении ее в систему, а сотрудник на аутсорсе проверяет информацию и сводит ее вместе. Кроме того, профессионал не только поможет в подготовке отчетности, но и оценит работу штатного сотрудника. Это позволяет сэкономить, так как постоянную зарплату можно платить только штатному сотруднику, а специалиста на аутсорсе нанимать только по необходимости.

В нашей компании есть специалисты по МСФО, которые могут не только вести отчетность, но и проконсультировать по всем вопросам. Обращайтесь сегодня и узнайте, сколько вы сможете сэкономить завтра.

Бухгалтерское агенство «Простые Решения»

Телефон: +7 499 444 62 10

Email: contacts@simple-decision.com

Официальный сайт: https://simple-decision.com

Другие статьи по теме:


  1. Что изменилось в налогообложении в 2021 году?
  2. Налоговые каникулы для ИП в 2021 году: кто сможет их получить?
  3. Дистанционная работа: что изменится с 2021 года?
  4. Переход на электронные трудовые книжки: на что обратить внимание
  5. Как не попасть в черный список Росфинмониторинга в 2021 году — разъяснения ЦБ
  6. Изменения в Трудовом кодексе 2021: что нужно знать, чтобы не получить штраф

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем