Как оценить сотрудника со всех сторон: используем Метод 360 с умом
Что такое «Метод 360»
С помощью метода «360 градусов» оценивают сотрудников компании. В опросе участвуют руководители, подчиненные, коллеги. Методика помогает узнать, насколько работник соответствует занимаемой должности.
Ее предложил выпускник Даремского университета Питер Уорд в 1987 году. Оценка «360 градусов» носит такое название, так как профессиональные и личные качества работника оценивают разные люди, с кем тот пересекается чаще всего. Обратную связь получают со всех сторон, по кругу, отсюда и название.
В оценке задействованы как минимум три человека, но лучше если их семь-десять. Обязательный участник — руководитель сотрудника, который высказывает мнение неанонимно.
Опрос сотрудников проводится регулярно на основе анкеты. Результатом станут объективные сведения для оценки и развития персонала.
Метод «360 градусов» вкратце:
- скооперировать группу людей, участвующих в опросе;
- обозначить цели, принципы и критерии оценки;
- создать подходящую анкету и провести опрос;
- выяснить результаты и обязательно дать обратную связь.
По итогам определяют зоны роста, развивают конкретные компетенции, назначают обучение для коллег. Все это делается для того, чтобы в итоге улучшить атмосферу в коллективе, повысить лояльность сотрудников.
Плюсы и минусы «метода 360»
Почему выбирают именно этот способ?
- Он позволяет быстро собрать большой объем информации от разных групп людей.
- Повышает лояльность сотрудников к компании. Персоналу наглядно показывают, что руководству важно их мнение, чувствуют свою причастность к делам организации.
- Вы получаете разностороннюю оценку компетенций опрашиваемого.
Недостатки тоже есть:
- Субъективность и личные отношения могут искажать результаты. Например, кто-то из сотрудников решит свести личные счеты из-за неприязни или наоборот завысить оценку тому коллеге, с кем дружит.
- Техническая сложность проведения. Если не можете обеспечить анонимность опроса для всех сотрудников кроме руководителя, смысла в опросе нет.
- Критика. Не каждый сотрудник готов услышать слова критики в свой адрес.
Как составить опрос
Обычно опрос включает две части. В первом блоке оценивают сотрудника по шкале. Во второй части предлагается ответить на открытые вопросы с возможностью оставить комментарий: например, похвалить коллегу или порекомендовать, на что стоит обратить внимание.
Мы рекомендуем учитывать при создании анкеты эти пункты:
- Не перегружайте опрос. Пять-семь вопросов хватит, чтобы сделать выводы.
- Подбирайте ясные и несложные формулировки. Вопросы должны быть понятными для всех и без двусмысленности. Вместо предложения «Иван Иванов — клиентоориентированный сотрудник» на «Иван Иванов старается понять потребности клиентов с помощью вопросов и помочь им».
- Не используйте сдвоенные вопросы. Оценивайте в каждом пункте один индикатор поведения. Например, эти две фразы не соединяйте в один пункт «Способен принимать ответственные решения в трудных ситуациях» и «Стремится к личностному росту и профессиональному развитию».
- Добавьте вариант «не знаю», чтобы не было искажений в ответах.
- Соблюдайте анонимность. Люди будут отвечать более честно и справедливо, когда знают, что их оценка не вызовет конфликтов.
Как квиз поможет собрать обратную связь
Вы сами выбираете, каким методом проводить опрос. Например, старым добрым способом — вручную на листочках. Есть еще гугл-формы, но могут возникнуть проблемы с безопасным распространением и хранением данных. Советуем выбирать для этих целей простой конструктор, который быстро и безопасно собирает данные; обязательно с аналитикой, считающей ответы, потому что вручную это делать не очень удобно. К примеру, конструктор QForm.
Варианты для сотрудников:
- письменные отчеты с детальным анализом и рекомендациями;
- подробные планы развития для каждого члена команды;
- личные встречи с сотрудниками для обсуждения дальнейшего роста в работе.
Составьте анкету удовлетворенности сотрудников с помощью квиза. Это просто и удобно: не придется проводить переговоры лично с каждым сотрудником, особенно если многие работают на удаленке. Вы забудете про заполнение и проверку вручную бумажных анкет, для этого есть онлайн-опросы. Полученные данные можно использовать по-разному: корректировать бизнес-процессы, планировать карьеру, обучение и развитие сотрудников, мотивировать команду, чтобы она работала еще эффективнее.
Для сбора обратной связи используйте конструктор квизов. Наш сервис QForm отлично подходит для этих целей. Мы собрали в нем инструменты, которые позволяют бесплатно создать анкету на сайт на любую тему за 5-10 минут.
Для вашего удобства созданы все условия: у вас есть возможность продумывать вопросы и опции, в каком порядке их выкладывать, добавлять разные варианты ответов: один, несколько, с развернутым комментарием.
В конструктор включены готовые элементы: чекбоксы, кнопки с числами, переключатели, выпадающие списки, удобные дополнения в виде ссылки, текстов или изображений.
«Метод 360» заметно повысит производительность сотрудников и поможет создать эффективные планы их развития. Чтобы облегчить вам задачу, рекомендуем попробовать создать квиз на QForm прямо сейчас. Зарегистрируйтесь и скоро увидите результат!