редакции Выбор
Как правильно визуализировать данные, чтобы принимать эффективные решения? Часть 2
Ежедневно бизнес генерирует огромное количество количество информации: данные о клиентах, транзакциях, конкурентах, процессах и операциях. Все они представлены в разных форматах: электронных таблицах, текстах, изображениях, видео.
Анализ разноформатных данных из различных источников может быть сложным, но существует преставление, которое универсально для понимания и запоминания — визуализации.
Графики, диаграммы, таблицы, карты воспринимаются более однозначно, позволяют легко выявить тенденции, связи и паттерны в данных, которые могли бы быть упущены в текстовом формате, и помогают в принятии эффективных решений.
В предыдущей части статьи мы рассказали о том, что такое хорошая визуализация, как выбрать график в соответствии с типом данных и корректно использовать цвета.
С чего начать создание визуализаций?
Ознакомьтесь с первой частью статьи «Как правильно визуализировать данные, чтобы принимать эффективные решения?»
Во второй части рассказываем о том, как помочь пользователю выделить главное с помощью акцентов: интенсивности цветов, разнообразия форм, толщины линий, а также даем несколько советов по расположению элементов на дашборде.
Как привлечь внимание к ключевым показателям?
Расставьте акценты
Часть информации опознается человеком на уровне бессознательного, подпорогового восприятия— когда действие раздражителя на органы чувств возникло, а порог восприятия, сознательного опознания еще не пройден.
При визуализации важны акценты в виде направления, формы, размера, длины и ширины линии, цвета или насыщенности, чтобы информация, которая имеет наибольшую значимость или релевантность (наиболее заметный стимул), отобралась для дальнейшего и более полного анализа путем сознательной обработки.
При помощи таких акцентов можно визуализировать ключевую информацию и помочь пользователю интерпретировать ее без усилий.
На примере ниже мы можем наблюдать, как использование разной длины столбцов в диаграмме автоматически направляет наше внимание на город с большим объемом продаж. Этот эффект еще больше усиливается за счет использования цвета. Именно на результатах продаж в этом городе можно сосредоточиться, изучая факторы повышения эффективности.
Разные визуальные акценты позволяют анализировать информацию с разной точностью.
Например, стандартная гистограмма, где столбцы расположены на одной шкале, позволяет оценивать конкретные значения и делать более точные выводы, а пузырьки разного размера или цвета на пузырьковой диаграмме дают лишь общие представления о разнице показателей.
Не перегружайте
Визуализация должна помочь пользователю сравнить два или более показателей друг с другом. Дизайн визуализаций не должен препятствовать пониманию связи в данных или искажать данные.
Излишнее количество элементов, цветов, попытки уместить в одну многоярусную диаграмму все имеющиеся данные приведет к тому, что визуальный ряд будет перегружен.
Если необходимо визуализировать сразу несколько типов данных и категорий, лучше разделить эту информацию на несколько диаграмм и графиков.
Как расположить визуализации на дашборде?
В системах бизнес-аналитики, цель которых — скоррелировать данные и представить их в удобном для пользователя виде, различные визуализации объединены в информационные панели —дашборды.
Некоторые правила, которые сделают ваш дашборд понятным для пользователя:
- Элементы, добавленные в дашборд, должны быть логически объединены и помогать пользователю решить конкретную бизнес-задачу, например, повысить эффективность продаж
- Информация должна помещаться на одном экране без необходимости скроллинга (обычно, не больше 4–7 визуализаций)
- Масштаб визуализации определяется степенью ее важности, порядок расположения — паттерном восприятия пользователей
Для верстки дашбордов используют классические приёмы дизайна.
Стандартная европейская схема считывания информации — Z-образное направление — слева направо и сверху вниз.
Эту схему можно использовать для привлечения внимания пользователя к самым важным элементам, когда простота восприятия визуализаций является основной целью.
Согласно Z-паттерну, стоит располагать диаграммы с ключевыми KPI в левом верхнем углу.
Лидеры в сфере пользовательского опыта Nielsen Norman Group считают, что для быстрого считывания тяжелых блоков контента больше подойдет F-паттерн.
При такой схеме восприятия пользователь сканирует горизонтальную линию в верхней части страницы, затем спускается ниже и сканирует более короткую горизонтальную линию контента. После считывание осуществляется вниз по вертикали.
Этот паттерн свидетельствует о том, что контент, размещенный в верхней части страницы, обычно привлекает больше внимания, чем содержимое, размещенное дальше по горизонтали.
В некоторых странах Ближнего Востока и Южной Азии читают и пишут справа налево. При дизайне дашбордов для этих стран следует учитывать эти особенности восприятия.
***
Более подробно тему создания дашбордов мы раскроем в следующей статье. Расскажем о разработке ТЗ для дашборда, прототипировании, методологии D.A.R. (Dashboard, Analysis, Reporting).
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить оповещения о выходе новых материалов от Qlever Solutions.
***
Правильно выбранные визуализации удерживают внимание пользователя, объясняют сложные концепции простым языком и делают факты более запоминающимся, а цвета, формы и стили могут помочь выделить ключевые элементы или группы данных.
Создавайте историю из данных, связав визуальные элементы между собой, ведь интересно читать истории, а не простые подборки фактов.
Qlever Solutions — компания-эксперт в области внедрения корпоративных систем бизнес-аналитики. Более 10 лет мы создаем наглядные дашборды для подразделений маркетинга, продаж, закупок, финансового отдела и топ-менеджмента.
Отраслевой опыт, накопленный нами на протяжении работы над проектами для ритейла, фудритейла, промышленности, строительства, энергетики, помогает нам создавать визуализации, отвечающие уникальным потребностям бизнеса.