Самостоятельное продвижение канала - с чего начать?
Я в телеграме довольно давно, где-то с 2014-2015 годов, точно и не помню. Началось все с интересных чатов, где я узнал много нового про зарубежные фриланс-биржи, особенности работы на них, про биткоины и тп.
Теперь вопрос: почему не сделал канал сразу, когда их запустили?
Раньше особо не было ни рекламы, ни подборок, ни каталогов. А если и были, то так далеко, что обычному рядовому телеграма не найти, а каналы и подавно. Разве что для своих.
Люди, которые начали ведение каналов в начале 2017, уже настолько раскрутились, что заняли все самое популярные и востребованные темы, но дорога авторскому интересному материалу до сих пор открыта, поэтому шанс закрепить свои мысли в душах людей есть у каждого. Теоретически. Сейчас я в двух словах попробую рассказать, как же продвинуть себя в телеграме, если никогда себя нигде не продвигал.
Допустим, что вы пишете интересные тексты. То есть если вас интересно читать, полдела сделано!
Основная стратегия продвижения -- покупка рекламы в других каналах телеграм. Дополнительная -- размещение канала в каталогах в интернете и в самом телеграме.
1. Поставим себе цель
Сразу фиксируем задачу. Поднять аудиторию канала, например, до 5000 человек. Срок выполнения -- 3 месяца. Постановка цели нужна обязательно, она вас будет подгонять, вы же хотите расходовать средства с умом. В конце кампании сможете оценить эффективность принятых решений и либо продолжать, исправив ошибки, либо забить и потерять вложения.
Также дополнительно разобьем цель на задачи. Например:
- 500 подписчиков за 3 недели (реклама в каталогах)
- +1000 подписчиков за 2 недели (реклама в тематических каналах)
- +1000 подписчиков за 3 недели (реклама в околотематических каналах)
- +500 подписчиков за 3 недели (взаимопиар (ВП) с тематическими каналами)
- +2000 подписчиков за 1 неделю (реклама в каналах-гигантах по своей тематике)
2. Рассчитаем бюджет
Расчет будет вестись из соображений, что, покупая рекламу у кого-то, вы покупаете людей в свой канал. Цена 1 подписки = потраченная / количество новых подписчиков, пришедших из этого канала. Кто-то считает, что нормальная цена за подписчика -- 8 руб., кто-то -- 5 руб. Я лично считаю, что лучшая цена -- не выше 5 руб. за целевого, активного подписчика, нормальная цена от 5 до 8 руб., а выше -- уже дороговато. Хотя все зависит от тематики канала!
Отметим, что чем дороже нам достался подписчик, тем дороже мы можем продавать рекламу у себя. Но это работает не всегда - может быть, у нас не очень интересный канал, и нам стоит задуматься над контентом. Или слишком узкая тематика, что мы не находим свою целевую аудиторию (ЦА). В любом случае подведением итогов займемся чуть позже.
На данном этапе нам важно прикинуть оптимальную стоимость получения подписчиков для каждого запланированного этапа. Например:
- 500 подписчиков из каталогов за 3000 руб. (1 подписчик - 6 руб.). Все зависит от контента, в каталогах много кто сидит, но не факт, что ваша ЦА.
- 1000 подписчиков из тематических каналов за 5000 руб (1 подписчик - 5 руб.). Если правильно выбран канал для рекламы, может получиться и больше. А может и меньше -- опять отсылаемсясь к контенту.
- 1000 подписчиков из околотематических каналов за 8000 руб (1 подписчик - 8 руб). Опять же нужно выбрать недорогой, но живой канал. Например, к тематике английского языка идеально подойдет тематика путешествий. Или к теме здорового питания -- тема фитнеса.
- 500 подписчиков на взаимопиаре. Сам никогда не проверял эффективность, но кажется, что отдача должна быть хорошей. Главное выбрать канал с примерно тем же, а лучше большим количеством подписчиков. Огромный плюс -- бесплатность. Минус -- если у этого человека канал так себе, вам стоит задуматься, нужно ли его рекламировать и, возможно, терять своих подписчиков. Но попробовать хотя бы пару раз нужно.
- 2000 подписчиков из каналов-лидеров по той же тематике за 10,000 руб (1 подписчик - 5 руб.). В идеальном случае так и получится, но нужно обращать внимание на условия размещения вашей рекламы.
Суммарный бюджет под наш начальный план раскрутки составил 26,000 руб. Примерно столько нам нужно приготовить на 3 месяца (12 нед.), это около 9 тыс. в месяц.
3. Найдем площадки для рекламы
Самым первым делом (после опубликования хотя бы 5 постов), пока у нас нет подписчиков, является добавление нашего канала в каталоги в интернете. Список наиболее доступных в гугле:
- https://tgstat.ru
- https://tlgrm.ru
- https://ru.telegram-store.com
- https://add-groups.com
- https://telegram-club.ru
- http://telegram-plus.ru
- https://tchannels.me/
Следующий шаг -- поиск каналов, где будем покупать рекламу. Сразу для себя отметим, какая тематика наша и какая тематика нам близка (почти наша).
Теперь заходим на сайты-каталоги (ссылки выше) и ищем сколько можем найти каталогов в самом телеграме. Это необходимо для реализации нашего первого пункта плана.
Следующий этап состоит из нескольких частей:
- Находим каналы своей тематики в этих каталогах. Там часто предлагают каналы похожей тематики, переходим во всем и выбираем.
- Находим нашу тематику в каталогах в самом телеграме (список каналов-каталогов у нас уже есть).
- Заходим на сайт tgstat.ru и ищем каждый канал из списка, который нам удалось собрать (список каналов своей тематики).
- Найдя канал, смотрим, где и когда он был упомянут. Если канал относительно свежий, можем примерно оценить эффективность рекламы в том или ином каталоге. На 100% верить цифрам не будем. Могла иметь место накрутка или что-то подобное. Просто смотрим статистику разных каналов и делаем выводы, куда стоит идти, куда нет.
Проделываем все эти действия для каналов околонашей тематики (либо в этом большом списке, если раньше особо не разделяли, разделяем нашу тематику от не нашей).
Отбираем каналы по активности. Смотрим количество просмотров и количество подписок. Просим у админов прайс на рекламу, условия размещения и какие даты свободны на ближайшее время.
Ведем общение легко, потому что вариантов для рекламы полно и не стоит переживать, если будет дорого или кто-то откажется рекламировать наш канал -- это часто бывает из-за малой (нулевой) аудитории. Но грубить не нужно, скорее всего рано или поздно мы с этим человеком будем сотрудничать.
Собрав информацию, мы сможем посчитать дороговизну рекламы в каждом канале, но об этом чуть позже.
4. Условия размещения
Эта штука в большинстве случаев выглядит примерно так:
- 1/24;
- 2/48;
- 24/72;
- и тд.
Первое число -- сколько часов ваша реклама находится в топе (до момента появления нового поста), второе -- сколько часов в ленте (до момента удаления вашего поста). В некоторых каналах не удаляют рекламные посты, но тогда, как правило, реклама выполнена в виде рекомендации и совета к подписке на интересный канал.
Выбирая условия размещения, учтите, что чем чаще выходят посты в выбранном канале, тем хуже, потому что вашу реклама затеряется в ленте и никто видеть ее не будет. С другой стороны не должно быть полной тишины в течение 2 дней после вашего поста. Лучше всего договариваться на рекламу на 2-3 суток в ленте и заранее смотреть, сколько примерно постов выходит в сутки на этом канале. Опять же 2-3 будет оптимально.
5. Выберем время и дату рекламы
На результат рекламы сильнее всего влияет наша картинка, ну и текст, пожалуй. Следующие решающие факторы -- время выхода рекламного поста и день недели.
Считается, что лучшее время выхода -- от 17-00 до 19-00 по мск. В это время наблюдается якобы самая высокая вовлеченность. Лучшим днем недели для рекламы считается четверг, но в любом случае это точно будний день. Скорее всего реклама на развлекательно-новостном канале хорошо зайдет и в выходные, но это неточно.
Как думающий человек, мы поэкспериментируем и выберем лучший вариант для себя.
6. Предварительный анализ эффективности
Как можно оценить эффективность предварительно, я не знаю. Но знаю, сколько примерно стоит реклама в зависимости от количества подписчиков и просмотров.
В среднем, по моим наблюдениям, рекламный пост выходит как округленное количество подписчиков пополам. То есть в группе с 20,000 человек нормальная цена за пост -- 10,000 руб. Это для живого и активного канала. Если в канале просмотров в 10 раз меньше, чем людей, стоит задуматься -- стоит ли тратить свои деньги в принципе на рекламу в таком канале.
Собрав информацию по ценам и условиям размещения, зная количество подписчиков в каждом канале и примерно видя его темпы роста, мы можем прикинуть где реклама дороговата, а где в самый раз. Где-то даже дешево выходит (например, там, где только начинают делать рекламу).
Мы все это анализируем и принимаем решение - да или нет. Если да, выбираем даты. Стараемся расставлять рекламу в календаре так, чтобы одна не накладывалась на другую -- это нам нужно для более точной оценки итоговой эффективность каждого рекламного поста.
7. Изменения в плане
Если вы не меняете план, значит он был идеальный (почти невозможно). Скорее всего, нужно будет вносить поправки и менять график или последовательность действий. Всегда нужно смотреть по ситуации, по своим постам (может, вы немного ушли от своей темы).
Вести канал нужно если не ежедневно, то в будние дни 2-3 поста абсолютно точно.
Анализировать каждый рекламный пост нужно обязательно, чтобы вносить поправки как в план, так и конкретно в подачу рекламы, даты, время выхода и др.
Мой пример
С самого начала создания своих каналов я принялся изучать разные способы привлечения аудитории. Наиболее успешным оказался способ покупки рекламы в тематических каналах. (Другие способы не работают - реклама в пиар-чатах и спам в виде приглашения людей в канал по спискам тематических чатов)
Закупал рекламу в этот канал: https://t.me/english_frank
Я в него собрал 720 человек, потратив 2200 руб. (около 3,05 руб/подписчик). Объясняю себе такой результат так:
- Канал для широкой аудитории
- Есть другие каналы по этой теме, в которых сидит прямо вся ЦА
- Реклама закупалась на 1-2 недели вперед, что позволило за меньшую стоимость привлечь более количество человек (на момент рекламы цена в каждом из каналов была выше на 200-500 руб, чем на момент оплаты)
Итог кратко
- Лучше заранее все продумать, чем покупать наудачу.
- Лучше спланировать раскрутку на 2-3 недели вперед.
- Лучше еще раз все продумать и нарисовать MindMap (например, тут: https://mind42.com/).
- Не бояться говорить, что цена завышена, так как вариантов полно. Но лучше подумать еще раз, завышена ли цена?
- После каждой рекламы делать анализ ее эффективности.
- Менять первоначальный план, если он не дает ожидаемого эффекта.
- Общаться с админами других каналов, спрашивать советы и делиться своими мыслями.
Надеюсь, пост был для вас полезен, и вы как минимум услышали для себя что-то новое. Удачи в покорении своих и чужих вершин!