Франчайзинг как зона наименьшего риска для предпринимателя
Эксперты уверены, что франчайзинг — одна из самых привлекательных на сегодняшний день форм ведения бизнеса. Его популярность растет в кризис, так как вход в этот бизнес связан с гораздо меньшими рисками для предпринимателя. Однако франчайзинг также привлекает и мошенников, которые, пользуясь слабой финансовой грамотностью населения, обманывают как предпринимателей, так и потребителей.
Как рассказал член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев, в сферу франчайзинга вовлечены миллионы людей. «Расширение этого рынка ставит вопросы о необходимости его регулирования с целью защиты прав потребителей», — считает он.
По мнению заместителя председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, президента ассоциации «МАКО» Ольги Голышенковой, даже в эпоху глобальных геополитических сдвигов важно выстраивать адекватные, здравые основания для партнерства: «Пока мы только в начале пути, но российские участники рынка франчайзинга и партнерских программ своим примером показывают, как можно стать местом притяжения для ключевых и эксклюзивных компетенций и талантов. Именно такие ориентиры позволят в дальнейшем обеспечить этому рынку устойчивый экономический рост».
Франчайзинг и партнерские программы переживают сегодня глобальный рост. Однако социологические данные говорят о том, что пока отечественная экономика не зависит от этого рынка. Россия находится в конце первой сотни стран, в которых развит франчайзинг и партнерские программы. Об этом рассказал директор Института глобальных исследований Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Белоконев: «В последние годы российская экономика стала более гибкой и диверсифицированной. Эти изменения происходят в том числе за счет таких проектов, как франчайзинг и партнерские программы. Ключевой вызов заключается в том, что нам предстоит самим предлагать модели бизнеса франшиз и распространять их на территории страны. Распространение франшиз важно для граждан страны. Так мы повышаем качество их жизни. Я вижу новые возможности для отечественного бизнеса в условиях, когда целый ряд зарубежных компаний покинул Россию».
Инфобизнес больно ударил по репутации франшизных и партнерских программ. Конечный потребитель и даже предприниматель не всегда может отличить реальный бизнес от, например, финансовой пирамиды или других форм мошенничества. Такое мнение высказала Мария Михайлова, председатель Ассоциации развития франчайзинга и партнерских программ.
«В последние несколько десятков лет сложилась практика финансовых пирамид. Уровень финансовой грамотности населения в России не слишком высок, люди регулярно попадаются на мошеннические схемы. Поэтому у нас все, что связано с реферальными программами, имеет плохую репутацию. Люди не могут отличить плохое от хорошего. Пострадал и франчайзинг, которым часто называют откровенные инфоцыганские продукты», — подчеркнула она.
Мария Михайлова также отметила, что на сегодняшний день в России более 300 тысяч компаний работает в рамках партнерских программ, а также функционирует более трех тысяч франчайзинговых компаний. При этом общее количество граждан, занятых в этой сфере достигает пяти миллионов. Это говорит о том, что рынок франчайзинга вполне способен помочь формированию стойкого среднего класса в России, считает спикер.
О том, что франчайзинг в России имеет массу преимуществ для предпринимателя и развития экономики в целом, рассказал и основатель компании «1С», президент Российской ассоциации франчайзинга Борис Нуралиев. О достоинствах этого рынка, а также о его проблемах эксперт знает по собственному опыту — франшиза его компании «1С» занимает первое место в России по распространенности сетки.
«Если государство хочет развивать малый и средний бизнес, то логично поддерживать для этого франшизы», — считает Борис Нуралиев. — Найдите еще в России такую отрасль, которая за 10 лет выросла в 10 раз. Это большой успех. Модель имеет массу преимуществ. Она позволяет сочетать близость к клиенту небольшого предприятия и технологическую и маркетинговую мощь большого. Франчайзинг дает устойчивость бизнесу. Наша сеть «1С» прошла два кризиса практически без потерь. Это также прекрасная модель для импортозамещения. И я уверен, что у нас лучшее в мире законодательство по франчайзингу".
Несмотря на то что эксперты уверены в минимальных рисках для предпринимателя, купившего франшизу, регионы и города диктуют свои условия. Какие препятствия могут поджидать предпринимателя в разных городах, рассказал директор института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, индекс благоприятных условий для ведения бизнеса в России только в начале этого года достиг показателей 2021 года. Государство откликнулось на жалобы предпринимателей, бизнес которых страдал от большого количества проверок, созданных местными властями.
«Первые три города, где меньше жалоб на местные власти и, соответственно, более благоприятный климат для ведения бизнеса, — это Грозный, Набережные Челны и Томск. Москва находится в самом конце списка. Московские предприниматели находятся в самых жестких условиях», — проинформировал он.
В целом Алексей Зубец уверен, что франчайзинг и партнерские программы будут развиваться в России и дальше, однако для этого необходимо создавать благоприятную для предпринимателей среду.
https://oprf.ru/news/franchayzing-kak-zona-naimenshego-riska-dlya-predprinimatelya