Главное Авторские колонки Вакансии Образование
338 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Кредиторская задолженность: особенности эффективного управления

Эффективное управление долгами компании можно условно разбить на три этапа. Каждый из них отличается своими особенностями, поэтому давайте рассмотрим их подробнее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1. Для начала необходимо выявить наиболее подходящую структуру задолженности для какой-либо фирмы в определенных условиях. Данный этап включает следующее:

  1. Составление бюджета кредитного долга.
  2. Разработку системы коэффициентов. В неё входят показатели количества и качества состояния и сотрудничества с заёмщиками компании. Обратите внимание, что отдельные значения таких оценок считаются плановыми.

2. На данном этапе производится анализ, насколько истинные показатели соответствуют их рамочному уровню, а также рассмотрение причин появившихся отклонений.

3. На последней стадии создаётся комплекс практических мероприятий, благодаря которым возможно структурирование долгов соответственно оптимальным параметрам. В основу разработки берутся найденные несоответствия и причины их возникновения.

Стратегический подход

Стратегия в отношении характера привлечения и применения заёмного капитала играет не последнюю роль. Если она хорошо проработана, взаимодействие с кредиторами обеспечит стабильность организации, приумножит ее прибыльность, увеличит конкурентоспособность.

Конечно, это ставит вопрос перед руководством о дальнейшем развитии бизнеса. Как его проводить, используя свои или заёмные средства? Другая проблема заключается в количественном соотношении своего и заёмного капитала. Решение данных вопросов зависит от большого количества внешних (особенностей отрасли, параметров макроэкономики, конкурентоспособности) и внутренних (кредитоспособности, рентабельности, дефицита финансов, целей и задач на короткие сроки, длительных планов организации) факторов.

Считается, что организация, пользующаяся исключительно собственным капиталом, имеет максимальную устойчивость. На самом деле подобное допущение абсолютно неверно. Так, совершенно неважно, заёмные или собственные капиталы использует бизнес. Разница существует лишь в отличии цены двух данных категорий капитала. Кредитование чужого бизнеса подразумевает обмен на определенный процент. Но, следует учитывать, что даже свой капитал не может быть бесплатным, так как инвестиции осуществляются в надежде приобрести прибыль выше, чем та, что выплачивается банками по депозитам. В первую очередь при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать величину и динамику прибыльности фирмы. А на них влияет размер, одалживаемой на рынке доли, ценовая политика и уровень издержек обращения. Источники финансирования бизнеса по отношению к целям достижения конкурентоспособности организации при этом смещаются на второй план.

Таким образом, в процессе разработок стратегий кредитования бизнеса, компании необходимо решать в первую очередь такие задачи, как:

  1. максимизация прибыли организации;
  2. минимизацию расходов;
  3. достижение динамичного развития компании за счет автоматизации бизнес-процессов;
  4. утверждение конкурентной способности.

Все перечисленные задачи в итоге и обусловливают финансовую стабильность предприятия. После применения всех собственных денежных источников необходимо в утвержденном объёме привлечь средства кредиторов. При этом самым значительным ограничивающим фактором во время планирования применения заёмных ресурсов следует считать их цену, которая не должна негативно сказываться на рентабельности бизнеса.

Тактические особенности

При разработке политики применения кредитных средств нельзя игнорировать наиболее подходящие тактические подходы. Для привлечения займов применяются следующие потенциальные возможности:

  1. инвесторские средства (увеличение уставного фонда, совместный бизнес);
  2. банковский или финансовый кредит (включая выпуск облигаций);
  3. товарный кредит (отсрочивание оплаты поставщикам);
  4. применение своего «экономического перевеса».

Инвесторские средства. При внедрении дополнительных ресурсов для бизнеса, необходимо учитывать два важных, с точки зрения максимизации безопасности этого процесса, свойства. 1. Относительно недорого. Обычно инвесторы, выменивающие собственные ресурсы на акции и доли корпорации, рассчитывают на доход, регистрируемый в учредительных документах в процентах. Стоит отметить, что при отсутствии прибыли в компании, вложенный в дело капитал может быть «безвозмездным». 2. Способность заёмщиков воздействовать на управление фирмой. Обратите внимание, это серьёзный повод для беспокойства о сохранении контрольного пакета. Если проигнорировать данный момент, то над вашим, изначально своим капиталом, может возникнуть угроза перехода в займы другому инвестору. Из этого напрашивается вывод об ограниченности размеров привлекаемых ресурсов корпоративных инвесторов. Они не должны превышать ваши первоначальные инвестиции, даже если акции рассредоточены по разным держателям. Даже в этом случае риск концентрации корпоративных прав под одним контролем все равно остается.

Финансовый кредит. Выдается банками, является самым дорогим видом кредитных средств. Возможности банковского кредита должны применяться организацией на все сто процентов, несмотря на его дороговизну и проблематичность привлечения. Когда проект, который реализует предприятие, рассчитан на уровень конкурентной прибыльности, доход, полученный от применения денежного кредита, в любом случае будет превосходить процент, требуемый к уплате.

В качестве обеспечения предоставленных кредитов, банки предпочитают залоги, но иногда их могут удовлетворить гарантии третьих лица. Например, платежеспособных учредителей. Солидные отчетные показатели — это, конечно, непременное условие для банковского работника, но оно в некоторой степени может игнорироваться, если имеются, реальные гарантии и обеспечение предоставляемых кредитных средств.

Товарный кредит. Этот тип получения заёмных средств отличается самым беспроблемным способом привлечения. Товарный кредит, по сравнению с финансовым, не требует залога, не нуждается в длительном оформлении и значительных расходах. Товарное кредитование между юрлицами обычно предполагает поставку товаров или услуг по договору купли-продажи с отсрочкой платежей. Конечно, может сложиться впечатление, что такой кредит безвозмезден, так как по договору необходимость начисления и уплаты процентов в пользу поставщика отсутствует. Но, следует учитывать следующее обстоятельство — многие поставщики товаров имеют представление о принципах изменения стоимости денежных ресурсов во времени. Из этого можно сделать вывод, что способны определять размер «утраченной прибыли» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторском долге организации. В итоге возмещение подобных потерь включается в стоимость товаров, способную меняться в зависимости от времени предоставленной отсрочки.

В тех случаях, когда контроль над недополученными доходами существенно снижен, убытки, которые связаны с товарным кредитованием, могут компенсироваться за счёт неофициальных выплат руководству или работникам фирмы.

Экономическое превосходство. Используется для разных видов кредитования, но чаще всего для товарного. Смысл применения преимуществ, имеющих экономическое превосходство, сводится к тому, что у компании появляется возможность устанавливать поставщикам свои условия рыночной игры и специфику сотрудничества.

Заёмщик получает экономическое превосходство в следующих ситуациях:

  1. при введении монополии покупателя на рынке;
  2. при разнице в экономических возможностях, когда комплексные активы покупателя превышают активы кредитора;
  3. при наличии маркетинговых преимуществ;
  4. при наличии пробелов в организации управлением дебиторской задолженностью у кредитора.

Как показывает практика, в любой фирме образовывается хотя бы небольшая кредиторская задолженность. Причиной её образования выступают особенности бюджетных, арендных, а также других платежей. Такой тип кредиторской задолженности считается неизбежным.

Компании, стремясь применять все возможные кредитные средства, включая задержки по заработной плате, несоблюдение сроков плановых выплат поставщикам, должны оценивать все виды платежей по отдельности. Это необходимо делать, потому что результатом такой отсрочки могут стать разные последствия, которые зависят не только от типа платежа, но и определенного кредитора.

Структурные показатели. Оптимизация долга по кредиту требует определения её плановых показателей. Кредиторская задолженность в большинстве случаев оценивается с помощью коэффициента ликвидности. Он рассчитывается как размер оборотного капитала к долговым обязательствам на короткий срок.

Также используется коэффициент быстрой ликвидности или кислотный тест. Данный параметр представляет собой соотношение различий между текущими активами и ценой товарно-материальных активов к актуальным обязательствам.

Оба показателя должны характеризовать способность организации компенсировать собственную ответственность перед кредиторами. У данного коэффициента имеются два главных недостатка:

  1. используются понятия «краткосрочная» или «текущая» ответственность, которые по срокам могут растянуться от дня до года;
  2. расчёт совершается на некий зафиксированный момент или дату баланса, а это не способно в полной мере говорить о подлинном состоянии ликвидности организации;

Подобные недостатки в системе анализа состояния компании устраняются следующими методами: 1. Расчётами, основанными на использование более дискретных значений. К этому способу относится разделение задолженностей по месячным или недельным периодам. 2. Определением среднемесячных или среднегодовых значений коэффициентов ликвидности и прочих похожих показателей.

Ситуация, когда кредиторский долг не превосходит дебиторскую является самым оптимальным рамочным показателем благоприятного состояния организации. Достигнуть его можно в тех случаях, когда задолженность по кредиту не превышает дебиторской за тот же срок. Если такой баланс, по времени достигнут, то следует добиться и сбалансированности их стоимости.

Определить степень зависимости фирмы от кредиторского долга, возможно, рассчитав следующие количественные коэффициенты:

  1. Зависимости организации от задолженности, он даёт представление о сформированности активов за счёт заимодавцев. Представляет собой отношение суммы займа ко всей сумме активов фирмы.
  2. Самофинансирования организации — отношение своих денежных средств к займам. Применяя этот коэффициент, вы отследите проценты собственных финансов и сможете управлять всей фирмой.
  3. Баланс задолженностей. Данный показатель состоит из отношения суммы долга по кредиту к сумме дебиторского долга. Составляется коэффициент с учётом срока обеих задолженностей.

Полноценный анализ состояния кредиторского долга предполагает разбор не только количественных, но и качественных показателей. К ним относятся следующие коэффициенты:

  1. Время. Это отношение средневзвешенного показателя срока погашения долга по кредиту к средневзвешенному коэффициенту срока оплаты по дебиторскому долгу. Средний срок оплаты кредита нужно сохранять на уровне не ниже, чем усредненные сроки, соблюдаемые дебиторами фирмы.
  2. Рентабельность кредиторского долга. Определяется как отношение двух сумм — прибыли и кредитного долга, отображенных в балансе. Этот показатель даёт представление об эффективности займа и его наиболее оптимально анализировать по периодам. При этом необходимо определить, насколько динамика изменений данного коэффициента от основных факторов, повлиявших на его рост или понижение.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем