Управление маржинальностью: почему оборот растет, но вы не зарабатываете?
Вы масштабируетесь, спрос растет, команда работает больше, рук не хватает, вы можете себе позволить заказывать у поставщиков большие объемы с хорошей скидкой. Однако по итогам месяца у вас не остается больше денег «на себя» или на развитие предприятия, отложить в копилку нечего. Знакомо? Тогда эта статья для вас. Хотеть зарабатывать больше, но работать меньше — адекватное желание, и дело даже не в том как сильно вы устали под конец года. Это в первую очередь эффективно.
Мы постарались помочь предпринимателям разобраться показателях, которые напрямую влияют на сумму, которая остается в конце отчетного периода. Если научиться ими управлять, то можно наблюдать плюс в доходах, а не только геометрическую прогрессию расходов.
Объясним на пекарнях (мы разбираемся в тесте, плюс это бизнес с тонкими настройками и понятными цифрами — обещаем, что будет наглядно).
Где деньги, Зин?
Важно не то насколько много вы производите пирогов и сколько смен без выходных придется отработать команде, а какова маржинальность всех ваших усилий.
Маржинальность ответит на вопрос о том, в каком направлении вам двигаться, чем выгодно торговать, как зарабатывать больше.
Например:
Есть условный хозяин пекарни Антон. Каждый месяц он продает 100 пирогов с курицей и 100 сладких, с земляничным вареньем. При этом пироги с мясом приносят ему 50 000 рублей, а сладкие — всего 30 000.
На первый взгляд всё ясно, надо выпекать больше пирогов с курицей, развивать нишу сытных пирогов, потому что с земляникой возиться не так выгодно.
Точно?
Давайте считать вместе.
Себестоимость пирогов с курицей в пекарне Антона оставила 40 000 рублей, а пирогов с земляничным вареньем — 10 000. Сколько денег осталось у Антона?
- курица — 10 000 рублей;
- варенье — 20 000 рублей.
Это и есть маржинальная прибыль: выручка минус переменные расходы.
Переменные расходы — это затраты, которые напрямую зависят от объема продаж или клиентского потока. Больше пирогов — больше расходуется муки, больше дач или домов — больше кирпича и отделочных материалов, клиентов салона — больше расходуется лака, крема, воды. Нет заказов — эти расходы не меняются.
Можно посчитать то же самое в процентах и применить к вашему производству:
- курица — 20%;
- варенье — 66%.
Показатель в процентах — маржинальность.
Да, выручка с сытных пирогов выше, но стоимость производства куриных «съедает» чистой прибыли больше, чем сладких. Значит просто выпекать больше пирогов с курицей не так уж и выгодно.
Можно примерить на себя:
- если вы строите модульные дома или коттеджи, то ваша маржинальная прибыль покажет сколько для вас останется денег после вычета стоимости материалов, труда строителей и остального
- если у вас ногтевая студия, то маржинальная прибыль покажет, сколько вы заработаете после вычета затрат на лаки, зарплату мастера, расходов на воду и даже одноразовые перчатки.
Нет, высокая маржа — не гарант вашего богатства. Сила знания о маржинальности и марже — в умении анализировать эти показатели.
Как понять, что всё в норме и вы в плюсе?
Нет нормы маржи. Для разных ниш показатель будет отличаться.
Важна динамика: растет ли маржинальная прибыль от месяца к месяцу, остается на одном уровне или падает? Месяц к месяцу, год к году.
Что делать, если показатель падает?
- высокие переменные расходы: например, сырье дорожает, но вы не ищете альтернативу
- низкая цена: например, новогодние скидки добавят вал, но ударят по марже
- и то и другое: аренда выросла, и чтобы не остаться в минусе вы устроили распродажу, чтобы привлечь посетителей. Сработало, но аренда и скидки свели маржинальную прибыль под ноль
Чтобы понять, не убыточна ли компания, от маржинальной прибыли отнимают постоянные расходы и анализируют результат:
- Маржинальная прибыль больше, чем ваши постоянные расходы: остаток перекрыл аренду, зарплаты, рекламу и проч. Вы на верном пути.
- После вычета не осталось ничего (маржинальность=постоянные расходы. Меняйте поставщиков, повышайте маржинальность. Ищите более выгодные условия по аренде.
- Маржинальность ниже постоянных расходов — вы в убытке (спасибо, кэп). Меняйте поставщиков, повышайте маржинальность. Ищите более выгодные условия по аренде (вчера).
Кто должен за этим следить?
Если у вас есть управляющий — ответ очевиден, если нет — это ваша прямая обязанность как собственника (а не бухгалтера или шеф-повара).
Выйти из операционки — мечта каждого собственника, но именно в ней закопана ваша прибыль. Прежде чем выйти, убедитесь что для начала вы туда прочно вошли, и только затем передали дела в руки опытного управляющего. На вашу бизнес-модель влияет каждое решение выбранного человека: если он будет ошибаться — вам будет больно, если он вообще ничего не будет делать — еще больнее.