Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
951 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Интернет-торговля — это такая штука, где границ нет и границы видны

Президент Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли об изменении рынка e-commerce.

Последние три года дистанционная торговля терпит изменения. Сначала COVID-19 отправил большое количество игроков полностью в онлайн, теперь же санкции и СВО полностью меняют структуру дистанционной торговли в РФ. Президент Национальной Ассоциации Дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов рассказал о регуляторике, санкциях, несуществующем импортозамещении, а также о будущем e-commerce.


Александр Иванов, Президент НАДТ

— Как именно НАДТ защищает интересы отечественного рынка дистанционной торговли?

— Ассоциация нужна для того, чтобы отражать консолидированное мнение бизнес-сообщества. Если встают какие-то вопросы, которые касаются взаимоотношения с регулятором, то понятно, что там очень часто приходится высказывать какую-то позицию. Что такое регулирование любой отрасли? Это строительство каких-то заборов вокруг неё. Мы — не за строительство заборов, мы за то, чтобы заборы были снесены. Как правило — регуляторика не от хорошей жизни. Когда отрасли хорошо, то регуляторика тормозит ее рост.

Вот на примере такой отрасли как интернет. Был же период, когда мы в области интернета были впереди планеты всей. А потом государство её «заметило» и кинулось ее регулировать. Ну и где сейчас этот интернет? Был ведущей отраслью в мире, а сейчас — на задворках нашей экономики. Это типичный пример, того, что происходит с новациями после регулирования.

Чтобы это не происходило с дистанционной торговлей, нужно консолидированное мнение ассоциации и оно должно высказываться. Мы объясняем почему те решения, которые мы бы хотели привести в жизнь, выгодны всем участникам рынка.

— Какие критерии при отборе в вашу ассоциацию? Сложно ли вообще попасть в ассоциацию начинающему игроку?

— Критерий один — здравый смысл. Здесь не игра в интересах одного конкретного игрока, а игра в пользу рынка. Если рынок будет организован правильно, то на нем выиграют в итоге все. Поэтому критерий — здравый смысл. То есть тот, кто разделяет позиции здравого смысла, да, милости просим. Тот, кто живет по принципу, все умрут, а я останусь, нет, это не к нам. Такие ассоциации есть, но это не мы.

— Сложилось ли так, что за этот год ассоциацию покинула какая-либо компания по причине введения санкций или же просто изменения условий в дистанционной торговле?

— Есть компании, которые прекратили свою деятельность на территории РФ, но они в каждой отрасли есть, это не секрет. Что касается рынка интернет-торговли, то он всемирный и для любой компании на свете интересен именно он. Интернет имеет неограниченный уровень охвата, и поэтому дистанционная торговля интересна тогда, когда мы можем сидя в деревне Гадюкино продавать товары в Малайзию, в Мексику, в Норвегию и куда угодно. Поэтому интернет-торговля — это такая штука, где границ нет и границы мешают развитию торговли.

— Границ нет, но все-таки появляются ограничения. Поставки затрудняются, компания уходит в убыль и уже не может существовать на территории РФ.

— Да, да. Но мы с вами говорим об «умной экономике» и «экономике для идиотов». Мы сейчас проживаем времена «экономики для идиотов». Но так будет не всегда. Понятно, что мы надеемся в глубине души, что здравый смысл восторжествует. А то, что кроме здравого смысла, существует еще не здравый, ну да, не новость, но каким-то образом мы будем переживать эти времена. Это будут не лучшие времена в нашей жизни, но...

— Как раз не о лучших временах нашей жизни. Как события СВО отразились на дистанционной торговле? Понятно, что с санкциями и ограничениями на первый взгляд кажется, что всё очень плохо, но ведь наверняка, как и любой рыночный механизм, онлайн и дистанционная торговля адаптируется и находит новые пути и решения при существующих проблемах.

— Знаете, на самом деле правительство и все СМИ, которые осталось, они у нас сейчас заточены на рассказывание сказок, что стало лучше. Давайте мы не будем им мешать, пусть они сами себе рассказывают эти сказки.

— А если убрать сказки?

— Если не сказки, то понятно, что все плохо, это не новость. У нас же вот эта история с импортозамещением — большая экономическая глупость. То есть никакого импортозамещения в рамках современной экономики быть не может, экономика — всемирная. Примерно 20% предприятий мира уникальны. Почему уникальны? Потому что как раз они производят эти самые комплектующие, которые нужны для планеты Земля. Если эти производства дробить, то продукция станет намного дороже, то есть — не конкурентоспособна. 20% не много, зато это, в основном, связано с производством комплектующих — чипов, подшипников и проч, той базы, от которой зависит множество индустрий.

Иными словами, импортозамещение — это попытка в Арктике выращивать бананы. Кстати говоря, они же могут и вырасти, если создать определенные условия, но скорее всего каждый выращенный банан будет стоить как «чугунный мост». Так современная экономика не работает, она работает по другому принципу. Она везет бананы оттуда, где они стоят 2 копейки за ведро и это оказывается логичнее, дешевле и в конце концов удобнее. Поэтому нужен обмен товарами, обмен технологиями, это вполне логичная история, связанная с мировым оборотом.

До спецоперации примерно 80% ассортимента наших маркетплейсов составляли импортные товары. Сейчас доступа к этим товарам мы либо лишились, либо лишаемся постепенно. У нас серьезные проблемы с логистикой, и они ухудшаются. Мы не вписались в эту современную перестройку,вот даже руководитель ЦБ это отмечает. Дальше — сложнее. Будут страдать сроки доставки, будет страдать товарная номенклатура и цена, и это заметьте мы с вами про санкции не говорили. Это просто некие события, которые мы переживаем естественным путем.

— А что насчет санкций?

— Тане Бакальчук* очень понравилась одна история, которую я ей рассказывал. Мне казалось, что так может получиться на каком-то этапе развития нашей экономики.

Сидит, допустим, швея потомственная в селе Лебедяни на пенсии и узнает, что есть на свете Wildberries. Она лезет на антресоли, достает прабабушкину швейную машинку «Зингер», садится и начинает на кухне создавать сатиновые трусы, которые через Wildberries будет продавать. Красиво? Вот и Тане понравилось тоже. Но что в итоге получилось? Сатина то нет. Где его брать? В Китае. Можно и у нас, но будет дороже и цветовая гамма будет скуднее, ну и самое главное будет дороже чем в Китае. Нитки. Где брать нитки? У нас своих-то нет, надо в Турцию обращаться. А вот резинки для трусов? Тоже важный компонент. Вообще из Польши всю жизнь возили. Там они классные, дешевые, надежные. И чего, потомственная швея начнет внешнюю экономическую деятельность развивать? Куда податься не понятно, где, у кого перекупать тоже не понятно.

У нас эти базовые вещи с сырьем, с комплектующим, с материалами - полный ноль. То есть как воспитать этих самых производителей отечественных, о которых так много говорили еще большевики. Что-то непонятно как. Не с той стороны зашли.

— В одном из своих интервью вы говорили о процентных соотношениях нескольких логистических каналов на март 2022 года. Изменилось ли оно сейчас?

— Мы проводили исследования с коллегами, которые касались того, какая доля товаров продается на отечественных маркетплейсах из условного «Садовода». И на самом деле эта доля не изменилась. Примерно 32% тех товаров, которые представлены на наших маркетплейсах — это китайский ноунейм, который через оптовые рынки попадает в страну. По этому поводу все печалятся, но на самом деле это прекрасно. Прекрасно, что есть каналы доставки и прекрасно, что наши покупатели имеют доступ к недорогим качественным материалам. Одни плюсы, никаких минусов я не вижу в том, что эта система работает.

— Какие тренды по вашему мнению влияют на развитие электронной коммерции?

— Никакие. Просто идет естественное вовлечение населения. Тот, кто больше привык пользоваться электронными методами коммуникации и покупками через интернет приходит в рынок e-commerce. При этом вымирает поколение, которое к этому не привыкло. Идет медленное перетекание людей из офлайн в онлайн.

Пандемия несколько ускорила этот процесс, так как заставила обратиться к этому способу покупок людей старшего поколения. Но никаких озарений, никаких свежих маркетинговых идей в этом отношении мы не видим. То есть это будет, это произойдет, но это не означает, что когда-то доля офлайн будет ноль, никогда не будет.

— Как вы считаете, как будет выглядеть электронная торговля через 10 лет?

— На самом деле не хотелось бы впадать в какую-то профанацию, поскольку мы пока не понимаем, что у нас будет через год с экономикой в связи со сложившейся ситуацией. Мы говорили о том, что одного e-commerce не бывает. Мы видим, что за последние 20 лет дистанционная торговля растет, о ней много говорят, ей предрекают великое будущее и взрывной рост. Ну, хорошо, вот прошло 20 лет этих разговоров, и мы видим, что доля интернет-торговли в розничной торговле вообще на самом деле занимает 10%. Ну можно предположить, что через 10 лет, е-commerce будет занимать 15%. Не знаю, что должно произойти, чтобы произошли изменения революционного характера. Скорее всего нас ждет медленный рост, эволюционное развитие. Это естественный и логический процесс. Может быть, он немного ускорится в связи с тем, что в e-commerce рано или поздно выйдут все.

— А соотношение между торговыми сетями и маркетплейсами?

— Сложно сказать. И те, и другие достаточно сильны, я бы скорее ставил на маркетплейсы, чем на сетевые структуры в этой истории. Я все-таки думаю, что будущее за такими компаниями, как Ozon, Wildberries, но посмотрим. В общем, потихонечку все уходят в онлайн. Но- потихонечку...

— То есть все-таки мы не будем жить в мире, где вся торговля станет дистанционной? Так или иначе этот гибрид онлайн-офлайн останется?

— Да. Я думаю, этого никогда не произойдет. Мне это не близко, но я знаю людей, для которых удовольствие пойти потрогать руками, нажать кнопочку, пощупать пальчиками и они, я вас уверяю, всегда будут, это естественная штука.

_________________________________________________________________________________

* Татьяна Владимировна Бакальчук — российская предпринимательница, основательница и генеральный директор компании «Wildberries»

Интервью провела Маргарита Ткаченко, внештатный журналист Spark.ru

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем