Дизайнер завтрашнего дня: как технологии изменят профессии креативной сферы
О том, какие специальности будут востребованы через несколько лет и каким навыкам стоит обучиться уже сегодня, рассказала директор школы креативных технологий TUMO Moscow Жанна Мекалина.
Новое поле для новых профессий
На то, какие профессии будут востребованы в будущем, уже сейчас влияют два мощных тренда — технологичность и персонализация. Первое течение подразумевает, что бизнес-процессы могут протекать в разных регионах, а отдельные категории сотрудников, за счет современных технологий, способны выполнять свои задачи из любой точки планеты, где есть интернет. Второе же определяет направление развития клиентского сервиса, а именно — создание индивидуальных предложений для каждого клиента.
Вкупе это приводит к формированию трех основных форматов, которые и оказывают непосредственное влияние на то, какими будут профессии завтрашнего дня.
Первый формат — взаимодействие технологий и креатива. Здесь речь идет обо всех сферах использования VR и AR, а также любого интерактива во взаимодействии с пользователями.
Второй формат — креативная инженерия. Это необходимо для конструирования виртуальных миров и метавселенных: новые подходы в рекламе, передовая архитектура и прочие сферы, где применяется генеративный интеллект. Работа здесь предполагает наличие у креативщиков инженерного мышления или, напротив, креативного мышления у инженеров.
Третий формат — все связанное с большими данными. Любая сфера, и креативная в том числе, сегодня генерирует огромные массивы информации. Соответственно, ее нужно хранить, систематизировать и правильно применять. Сегодня уже не получится создать креативный продукт, не учитывая те данные, которые есть в доступе.
Эпоха смежника
Профессии будущего рождаются на стыке высокотехнологичных направлений экономики и всех прочих сфер, в нашем случае — креативной. И вот плохая новость: сегодня нет какого-то определенного места, учебного заведения, куда можно было бы прийти и получить перспективную профессию. Раньше готовили инженеров, врачей, металлургов, юристов, экономистов и прочих специалистов, что называется, под ключ. Та же картина была и в креативных индустриях буквально недавно. Но сейчас, с нынешним уровнем развития технологий, человек, который хочет оставаться актуальным в своей профессии, должен постоянно обрастать новыми компетенциями из параллельных и близких сфер. Важно принять тот факт, что востребованный профессионал не может больше себе позволить такую роскошь, как быть узким специалистом.
Можно сказать, наступает эпоха смежника. Возьмем для примера некую популярную соцсеть. Десять лет назад это был просто набор анкет и простейший мессенджер. Пять лет назад формировались сообщества, а потому надо было добавлять различные способы удержания аудитории: музыка, видео, игры, знакомства. Сегодня это уже метавселенная с кучей различных сервисов на все случаи жизни. Человек, пришедший в компанию десять лет назад, не продержался бы все это время, если бы просто хорошо делал датасеты или только рисовал дизайн окон и иконок.
Но есть и хорошая новость: эта же тенденция открывает широчайшие возможности для построения индивидуальной карьерной траектории. Занимался дизайном, но теперь хочешь делать игры? Не вопрос: начни с рисовки персонажей, попутно подтянешь навыки программирования. Или работал над мобильными приложениями, а потом заинтересовался генеративным ИИ — вперед, подтягивай нужную базу и обучай нейросети рисовать обложки книг по описанию. Главное, что нужно, — надежная база в какой-то одной сфере и желание постигать другие.
Горизонт автоматизации
И, конечно, когда речь заходит про генеративные нейросети, часто возникают опасения, что компьютер заменит человека. На мой взгляд, они совершенно беспочвенны: полностью ИИ никогда не вытеснит реальный, живой интеллект ни из каких сфер. Потому что технологии для креативных профессий — лишь экзоскелет. Мышцы и кожу на него навешивает специалист.
В креативных сферах особенно важен высокий эмоциональный интеллект, знание контекста, понимание социальных норм, а также интуиция. Машину всему этому обучить невозможно. К тому же, они пока совершают довольно грубые ошибки: все же видели сгенерированные нейросетью картинки, где у людей слишком много пальцев на руке? Поэтому изменится лишь структура взаимодействия, внутренний баланс — большую часть рутинной или технической работы возьмет на себя ИИ, человек же будет ставить задачу и контролировать результат, дополняя или изменяя что-то по необходимости.
Безусловно, появятся и новые профессии. Например, специалист по разработке генеративного дизайна, по развитию виртуальных миров, дизайну опыта и эмоций, стратегической разработке на основе больших данных и другие. Но художники, копирайтеры и все прочие профессии креативной сферы никуда не денутся: они лишь получат новый, более современный инструментарий для своей работы.