Главное Авторские колонки Вакансии Образование
445 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Карьерная лестница. Как расти IT-специалистам

Еще недавно у IT-специалистов было два пути для карьерного роста: становиться более опытными профессионалами, углубляясь в изучение и освоение технологий, или строить менеджерскую карьеру. Однако, ворвавшийся в нашу жизнь искусственный интеллект внес свои коррективы.

Логачева Елена, эксперт в области эмоционального интеллекта, ментор руководителей в IT, автор проекта «Эмоции успеха» рассказала, какие навыки необходимо развивать каждому IT-специалисту, чтобы построить профессиональную или менеджерскую карьеру в IT-сфере.


Логачева Елена, эксперт в области эмоционального интеллекта, ментор руководителей в IT, автор проекта "Эмоции успеха

Выбор специализации и развитие профессиональных навыков.

В первую очередь молодым людям, которые стоят на старте своей IT-карьеры, важно выбрать специализацию и получить качественное высшее образование. Сложно представить, что, не обладая глубокими техническими знаниями в IT-сфере, человек может стать топ-менеджером крупной IT-компании.

Кроме того, существующие реалии таковы, что многие IT-команды уже сегодня состоят не только из людей, но и из искуственного интеллекта, который может воплощаться, например, в виде Chat GPT. И поэтому даже начинающему специалисту (Junior) нужно владеть менеджерскими навыками. Если говорить, например, о программистах, то в их круг задач будет входить не столько написание кода, сколько организация работы искусственного интеллекта (AI) по его написанию и тестированию: составлению алгоритмов, выбору библиотек и поиску ошибок, которые AI пока еще делает в избытке. Для этого необходимо уметь прогнозировать, критически мыслить и обладать широкими профессиональными знаниями.

Если вы хотите быть не просто грамотным специалистом в IT-сфере, но и построить менеджерскую карьеру, то на любом ее этапе важно учиться управлять своими эмоциями и мотивацией, а в перспективе и мотивацией других людей. Этот навык будет актуален и в ближайшие годы, и в далеком будущем.

Повышение квалификации и расширение экспертизы.

Технологии развиваются и меняются с космическими скоростями. И IT-отрасль наиболее подвержена этим изменениям. Именно поэтому тем, кто хочет быть успешным в IT, нужно уметь обучаться на постоянной основе, отслеживать все изменения. Важно чувствовать тенденции развития и на опережение овладевать ими.

IT-специалистам и менеджерам также необходимы междисциплинарные знания. Сейчас недостаточно хорошо владеть IT-навыками/hard skills, нужно понимать, что хочет бизнес. Вы должны уметь разговаривать с представителями бизнеса (то есть — заказчиками) на их языке.

Захватывающий все более прочные позиции AI не совершенен. Сегодня и, скорее всего, еще достаточно долго он не сможет перекладывать задачи с языка бизнеса на язык IT. Это пока что может сделать только человек. И, конечно, те люди, специалисты, менеджеры, кто в состоянии выполнять эту задачу, будут востребованы всегда. Это означает, что тем, кто хочет быть успешен, нужно развивать коммуникативные навыки, умение вести переговоры, осваивать активное слушание и управление конфликтами.

Еще одним преимуществом человека перед искусственным интеллектом, а значит и навыком, который необходимо развивать, является креативность. Этим качеством искусственный интеллект не обладает и вряд ли когда-то сможет обладать.

Как построить головокружительную карьеру

Чем выше человек движется по карьерной лестнице, тем важнее для него становятся soft skills — навыки, входящие в эмоциональный интеллект, например, уметь коммуницировать с окружающими, доносить свое мнение так, чтобы к нему прислушивались. Ведь какие бы гениальные идеи вас не посещали, если вы не в состоянии объяснить их своим руководителям, заказчикам или подчиненным, то идеи «умрут» в вас. И даже если вы хороший стратег, но не умеете мотивировать других людей на то, чтобы этой стратегии следовали, то она не будет выполнена. Поэтому, если вы хотите построить головокружительную карьеру, обязательно учитесь вести переговоры, отстаивать свое мнение, а также формировать социальные связи.

Кроме того, чтобы стать настоящим лидером, нужно развивать еще один важный компонент эмоционального интеллекта — способность замечать свои эмоции и управлять ими, а также умение чувствовать и понимать других людей. Эмоции заразительны. И если человек склонен к негативным эмоциям, то он никогда не сможет повести за собой других. Тот лидер, который может управлять своим состоянием и состоянием окружающих, имеет все шансы стать успешным и даже великим лидером.

Этим навыкам сложно научиться самостоятельно, поэтому быстрее и эффективнее будет развивать эмоциональный интеллект заранее и под руководством эксперта.

Умение работать в команде — залог успеха.

В IT-сфере широко распространена командная работа. Практически все IT-специалисты и менеджеры так или иначе вовлечены в работу команды: либо в ней работают, либо ею управляют.

Ученые и практики давно занимаются поиском подходов к повышению эффективности командной работы. Одной из общепризнанных концепций является «Большая пятерка», описывающая пять свойств личности, которые должны быть развиты практически на одинаковом уровне у всех членов команды для достижения высоких показателей работы.

  1. Экстраверсия. У всех сотрудников должны быть высокие коммуникативные навыки. Это значит, что каждому из них нужно уметь выражать свои мысли, доносить их до других, отстаивать свои решения, разрешать конфликты.
  2. Доброжелательность. Дружелюбие, умение слышать других и приходить к компромиссам, проявлять эмпатию — все это обеспечивает здоровую атмосферу в команде.
  3. Добросовестность. Умение выполнять свою работу хорошо вне зависимости от внешних обстоятельств, просто потому, что есть такая потребность, а не из страха, что за плохую работу «прилетит».
  4. Невротизм. Это предрасположенность к негативным эмоциям. Данный показатель у каждого члена команды должен быть низким. Для этого опять же необходимо уметь управлять своими эмоциями, потому что те люди, которые постоянно находятся в негативе, являются токсичными и разрушают всю команду.
  5. Открытость опыту. Для сферы IT это критическое требование. Нужно уметь осваивать новое, забывая старое. Не делать по привычке, а пробовать по-новому, потому что это эффективнее. В IT-компании это необходимое условие успеха.

Ключевые факторы успешной карьеры.

В разном возрасте перед каждым человеком стоят разные задачи, которые нужно решать поступательно и своевременно, чтобы уверенно строить карьеру.

В 20 лет человек должен овладеть профессией на достаточно уверенном уровне, а также научиться управлять своими эмоциями, поведением, отношениями с другими и своей мотивацией. Вы должны сами уметь мотивировать себя на каждодневный труд и выполнение поставленных амбициозных задач, а не ждать, что кто-то заставит вас это делать. Кроме того, нужно научиться управлять своим состоянием, чтобы не выгорать.

К 30 годам IT-специалисты часто становятся менеджерами достаточно больших команд, подразделений и проектов. И здесь нужно мотивировать не только себя, но и других. И, конечно, необходимо уметь управлять эмоциями членов своей команды и следить за тем, чтобы не выгорали они.

В 40-50 лет наступает рассвет менеджерской карьеры. Если человек стал руководителем большой компании или подразделения или, может быть, создал свою IT-компанию, то ко всему выше перечисленному добавляется умение управлять изменениями и принимать стратегические решения, а также принимать решения в состоянии неопределенности.

К этому периоду нужно развить интуицию, которая является производной опыта. И нужно выработать в себе колоссальную стрессоустойчивость, потому что, чем выше менеджерский уровень, тем больше человек подвержен стрессу, и тем больше шансов у него выгореть. К 40 годам навык управления эмоциями и состоянием как своим, так и чужим, должен быть у вас достаточно устойчивым.

И на всех этапах карьеры в IT-сфере критически важно уметь грамотно строить коммуникации, вести переговоры, доносить свое мнение до окружающих, слушать и понимать других людей, выстраивать отношения и социальные сети. Всему этому нужно учиться и лучше начинать это делать заранее, и продолжать на протяжении всей жизни.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем