Польза или вред: воздействие законодательства об ИИ на бизнес и стартапы
Остановите это немедленно!
В марте 2023-го разработчики во главе с Илоном Маском подписали открытое письмо с призывом приостановить развитие нейросетей до тех пор, пока не будет уверенности «что их эффекты будут положительными, а риски — управляемыми». В конце 23-го Open AI объявила о создании стратегии по превентивному устранению потенциальных опасностей ИИ. На территории Евросоюза действует закон AI Act, который устанавливает требования для разработчиков моделей искусственного интеллекта в зависимости от уровня риска: минимального, ограниченного, высокого и неприемлемого риска. В США с октября 23-го разработчики самых мощных систем ИИ должны делиться результатами тестирования на безопасность и другой важной информацией с правительством.
Китайские власти вместе с бизнесом в августе прошлого года разработали 24 правила регулирования ИИ, которые помогут защитить национальную безопасность, граждан и юрлиц, а также поспособствуют развитию генеративного ИИ.
В России пока нет четких механизмов регулирования, однако ещё с 2020-го действует экспериментальный закон «по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта». Также есть распоряжение президента о разработке требований к ИИ и законопроекты о маркировке ИИ-контента.
Особенности для бизнеса
С одной стороны, наличие законов поможет увеличить доверие потребителей технологий, снизить риски существующих угроз — от защиты персональных данных до вопросов этики — будет способствовать к честной конкуренции среди разработчиков. С другой, расходы компаний увеличатся, а скорость развития технологий замедлится. И наверняка найдутся стартапы, которые предпочтут сменить локацию на страну с более лояльным законодательством, чтобы с меньшими усилиями развивать бизнес.
В рекламной сфере есть базовая позиция: любой креатив, разработанный с помощью ИИ, должен впоследствии обрабатываться человеком, чтобы законодательно сохранять авторство. Иначе персонажи, имиджи, key visual не будут являться авторской собственностью, и бренд может нести риски переиспользования изображений конкурентами, их переадаптацию.
Если говорить о регулировке ИИ, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, потенциальная маркировка ИИ-контента позволит базово определять сомнительные материалы. Сейчас, когда цифровой мир наводнили мошенники, фейки, это особенно актуально.
С другой стороны, маркировка ИИ-контента — не новостного, а рекламных креативов и материалов — создает больше проблем для бизнеса. У нас уже есть ОРД и Единый Реестр Интернет Рекламы для внесения данных по рекламным кампаниям, добавление нового условного ОРД по креативам, сгенерированным ИИ, — еще одно хранилище, которое наложит дополнительную финансовую и административную нагрузку на бизнес.
Автор: директор платформы рекламы в Telegram-каналах Nativity Tech Владимир Балашов.