Как умные АЗС могут сэкономить деньги вашего бизнеса на заправке
И если вы до сих пор не в этой «прогрессивной» категории бизнеса, скорее всего, вас назовут отсталым, недальновидным и будут пророчить недолгий век вашему делу.
Если у вас не такая крупная компания, которая может себе позволить прописать цифровую стратегию развития на несколько лет вперед и заложить солидный бюджет под цифровизацию процессов, то и в выборе IT-помощников бы будете отталкиваться от самого необходимого. Если вы что-то производите, первым делом будете копить на автоматизированную линию или станок. Цель собственника в этом случае — повысить производительность, снизить роль ручного труда и издержки. В идеале — организовать работу таким образом, чтобы производство было малозатратным, автоматизированным и экономичным, то есть потребляло не слишком много ресурсов.
Следуя такой логике, предприятия часто упускают из виду процессы, связанные с учетом важных и дорогостоящих ресурсов на предприятии. Как правило, если учет не налажен, бизнес несет убытки и может даже о них не знать. Речь пойдёт о топливе. Больше половины всех производств имеют собственные автопарки и заправляют их. Как правило, это происходит на сторонних АЗС. Регулярные поездки на коммерческие заправки могут обернуться значительными расходами и потерей времени для таких компаний. В связи с этим, разумнее установить мини-АЗС непосредственно на территории предприятия.
Создание такой заправки, как правило, сопряжено с определёнными сложностями, которые могут снизить ее экономическую эффективность. Преодолеть их можно с помощью цифровых решений, рассказывает Михаил Колесников, основатель Группы Компаний Benza, специализирующейся на производстве «умных» мобильных АЗС, автоматизированных топливораздаточных колонок, а также выпуске цифровых решений для контроля и учета топлива.
Проблема надежного поставщика топлива
Найти поставщика топлива не составит особых проблем. А вот, чтобы проследить за его честностью, придётся привлекать возможности IT-решений.
Доставщик топлива вечно торопится, быстро сливает горючее в резервуар и уезжает, не пройдя проверку, сколько на самом деле литров доставил бензовоз. По статистике, 9 из 10 доставщиков топлива не довозят нужное по документам количество до заказчика, а тот, в свою очередь, об этом не догадывается. Причем, речь не идёт об умышленном обмане поставщика, так действуют исключительно некоторые водители — перевозчики, непосредственно доставляющие топливо клиентам.
Из практики — на один из объектов не довозили до 50% оплаченного топлива. Факт выявили, когда заказчик стал пользоваться приборами автоматизации, которыми оснащены «умные» топливораздаточные станции. Такие возможности обеспечивает программно-аппаратный комплекс вenzamat. С его помощью данные в режиме «онлайн» всегда доступны к просмотру в программе. При приеме топлива можно сверить точное количество, поступившее резервуар, и выявить недолив, если он был.
Проблема доверия водителям
Цифровая система установит полный мониторинг за топливными операциями. Ни один литр топлива не сможет «уйти налево». Водитель сможет произвести только «согласованную» заправку — все лимиты на него и на других зарегистрированных в системе пользователей рассчитываются заранее. Общая экономия в год для компаний с большим потреблением топлива выходит в несколько десятков миллионов рублей.
В программе всегда можно выгрузить отчет по конкретным адресам заправок, если у бизнеса их несколько, и по водителям. Если ваш бизнес по старинке использует для фиксации расхода и прибытия топлива журнал, где записи делаются вручную, вряд ли можно говорить, что ваше дело эффективно развивается. Скорее всего, несоответствия в записях выльются в копеечку. Ведь каждый литр топлива стоит немалых денег.
Проблема низкой производительности из-за простоев
Всего до 20% топливных расходов теряют собственники, если процесс топливообеспечения на предприятиях не оцифрован. Из них до 10% топливных расходов тратят впустую те предприятия, что заправляют свою технику на удаленных АЗС. Время и топливо в этом случае тратятся на дорогу до АЗС и обратно и не принесут прямой пользы предприятию. То же самое происходит, когда у бизнеса нет стратегического запаса топлива. Ожидание подвоза топлива ведет за собой простои и снижение производительности.
Цифровые помощники всегда позволят проследить за остатками топлива в резервуаре и не остаться без горючего. Эффективность там, где производственный процесс идет непрерывно и всегда есть для этого необходимые ресурсы. В нашем случае — топливо.
Также система может перейти на учет топлива по массе без покупки дополнительного дорогостоящего оборудования.
Таким образом, цифровизация процессов обслуживания АЗС может существенно повысить эффективность и рентабельность предприятий, имеющих собственный автопарк. Цифровые помощники помогают учитывать ресурсы, проследить за их наличием в достаточном количестве, а также за целевым использованием, выполняя охранную функцию.
Чек-лист, как понять, что вашему автопарку необходимо переходить на цифровой учет топлива?
Если большинство ответов на вопросы из чек-листа — да, топливообеспечение в вашем автопарке не является эффективным, а значит не способствует росту вашей компании, и следует привлекать возможности «цифры».
Ответьте на вопросы:1. В вашем автопарке больше 10 единиц техники (да/нет).2. Необходим свой стратегический запас топлива (да/нет).3. У вас есть штатный заправщик (да/нет).4. Приход и расход топлива иногда не сходятся (да/нет).5. Вы не доверяете своим водителям (да/нет).6. Выросли затраты на топливо (да/нет).7. Нет под рукой аналитических данных (да/нет).
Автор: Михаил Колесников, основатель Группы Компаний Benza — производитель топливораздаточного оборудования.