редакции Выбор
4-дневная рабочая неделя: почему дополнительный выходной получат не все
Несвершившаяся революция
В конце прошлого года один из ведущих благотворительных фондов Великобритании Wellcome Trust начал масштабные консультации на тему перехода к четырехдневной рабочей неделе. Организация задалась вопросом о том, получится ли такой мерой повысить благополучие сотрудников и увеличить свою эффективность как благотворительного фонда.
Несмотря на то, что к этому моменту многие небольшие компании уже дали своим сотрудникам дополнительный выходной, переход к новой системе такой гигантской организации как Wellcome Trust стал бы революционным прецедентом для бизнес-сообщества. Однако организация приняла решение не переходить к четырехдневке.
Временные затраты
Недостатка в энтузиазме при этом не было. Многие сотрудники были готовы успевать и работать даже больше, подробно расписывали, как будут использовать свой новый дополнительный выходной. Другие сотрудники, впрочем, волновались, что их нагрузка в оставшиеся четыре дня увеличится. Люди, работающие неполный рабочий день, также испугались, что новая система затронет их распорядок.
Но решающую роль, похоже, сыграли те, кто усомнился в целесообразности перехода, поскольку сама реформа потребует столько времени и энергии, что от этого непременно пострадает профильная деятельность благотворительного фонда. Эти люди указывали, что главная цель такого перехода – увеличение продуктивности, но изменения настолько масштабные, что процесс может бросить тень на основные направления деятельности фонда.
По словам Эда Уайтинга, одного из руководителей фонда, решение было принято не столько из-за денежных расходов, сколько из-за затрат времени на то, чтобы наладить работу по новой схеме во всей организации. Теперь фонд намерен экспериментировать с более гибкими условиями работы для своих 800 сотрудников.
Сокращение расходов
Решение стало ударом для тех, кто продвигает переход к четырехдневной рабочей неделе как способ решения проблем увеличения производительности труда, повышения уровня автоматизации рабочих мест и снижения уровня стресса.
Маркетинговая компания Pursuit Marketing из шотландского Глазго перешла к четырехдневной рабочей неделе три года назад. Пятница стала выходным днем, а зарплаты остались теми же. Операционный директор компании Лорэйн Грей говорит, что в результате перехода производительность труда сотрудников выросла на 30%, количество больничных упало до рекордно низких значений. Кроме того, сокращение затрат проявилось и в тех сферах, где его не ждали. Например, компания стала экономить на услугах подбора персонала, потому что люди массово захотели у них работать.
Международный опыт
Экспериментировали с сокращением рабочей недели и в других странах. Новозеландская компания Perpetual Guardian осуществила переход на четырехдневную рабочую неделю без спада в производительности. В Австралии маркетинговое агентство Versa в прошлом году дало сотрудникам выходной в среду при сохранении зарплаты. С тех пор выручка компании выросла на 46%, но основательница агентства Кэт Блэкхэм не считает, что показатель вызван только дополнительным выходным. В шведском Гетеборге в домах престарелыхпопытались ввести шестичасовой рабочий день. Несмотря на то, что стало меньше больничных и выросла производительность труда, расходы на персонал выросли, так как приходилось нанимать новых сотрудников для заполнения дыр в графике. Эксперимент свернули.
Элитные голубые воротнички
По словам Ашима Сингха, отвечающего за экономическое направление в Королевском обществе искусств, переход к четырехдневке в таких сферах как маркетинг и финансы, дается проще, чем, у примеру, в сфере здравоохранения, где кто-то в любом случае должен быть на работе.
Эксперт считает, что решение о переходе надо принимать на национальном уровне. Он опасается, что в случае перехода к четырехдневной рабочей неделе в отдельных сферах деятельности мы получим два уровня рабочей силы – элитных голубых воротничков с четырьмя рабочими днями и остальных с традиционной пятидневкой.