Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
5 723 3 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему люди будут арендовать вещи, а не покупать

Исполнительный директор Arenter.ru Александр Заботин написал для Spark колонку, как он решил зарабатывать на аренде вещей и почему шеринговые компании отберут клиентов у традиционного ритейла.

В 2008 году, с запуском Airbnb, мир начал знакомиться с шеринговой экономикой. Потом были Zipcar, BlaBlaCar и Couchsurfing и, конечно, Uber. Сегодня тысячи компаний по всему миру работают по модели “совместного владения”, и к 2025 году оборот этого рынка, по оценкам PricewaterhouseCoopers, достигнет $335 млрд.

Российский рынок шеринга еще только начинает формироваться, но тенденция очевидна - пользователи привыкают арендовать. И в этом кроется основная угроза для традиционного ритейла.

Девизом покупателей-миллениалов становится: я не настолько богат чтобы покупать дешевые вещи, но достаточно - для аренды лучшего.

Цифровые люди

Эксперты полагают, что доля шеринга в экономике продолжит расти по демографическим причинам. Во-первых за счет роста среди потребителей представителей первого цифрового поколения. Согласно исследованию PwC, проведенному в 2017 году, 53% клиентов шеринговых компаний - моложе 40 лет. Миллениалы, достигшие совершеннолетия именно в период цифровой революции, глобализации и экономических потрясений не хотят владеть и нести обременения связанные с этим, а хотят пользоваться, и делать это этично и дешево.

Популярные два-три года назад идеи о том, что шеринг позволит бороться с гиперпотреблением и спасет мир от бедности, все еще актуальны, но акцент смещается: теперь на первом месте удобство сервиса и цена аренды.

Еще одна движущая сила новой модели потребления - женщины и пожилые люди. В западных СМИ даже появилось понятие “she-conomy”: аналитики подсчитали, что скоро две трети решений о тратах в семье будут принимать представительницы прекрасного пола, а они любят разнообразие и частое обновление (не только гардероба).

"Серебряное цунами", накрывающее США, Европу и Азию, - тоже способствует развитию шеринга: пожилые люди, привыкшие к высокому уровню жизни, но вынужденные экономить, - с энтузиазмом пробуют новые сервисы, которые позволяют тратить меньше.

Рост числа пользователей шеринговых сервисов связан также с тем, что люди готовы к онлайн-оплатам и уже имеют опыт взаимодействия с цифровыми платформами. Мало того, они хотят получать услугу нажатием одной кнопки.

Аренда для жизни

Арендовать сегодня можно все - от зеленого платья для подружки невесты до камеры GoPro, чтобы сделать видео свадьбы, и автомобиля для доставки гостей. клиент фактически покупает удовольствие от владения хорошей качественной вещью, пусть и на время.

В Китае, например, можно стать настоящим модником, оформив “подписку” на одежду мировых брендов всего за пять тысяч рублей в месяц. Компания привозит коробку с юбками, кофтами, платьями, брюками и аксессуарами. Клиент выбирает четыре из них и носит, а через две недели меняет на новые.

Многие шеринг-стартапы родились из желание решить личные проблемы основателей. Показательна история фаундеров Fat Lama, которые придумали свой сервис после того, как увидели смету на ремонт офисного помещения. Около $10 тыс предполагалось потратить только на покупку строительного инструмента, при том что пользоваться им собирались не более месяца. В итоге стартап собрал более 10 млн долларов инвестиций от крупных венчурных фондов - Greylock Partners, Blossom Capital и Atomico, а также акселератора Y Combinator на разработку сервиса по аренде различных товаров.

С личной “боли” начался и проект Arenter. Два года назад нам понадобился багажник-бокс на крышу автомобиля для семейной поездки на курорт. Покупать дорогую вещь на две недели, учитывая то, что столичные власти лишили москвичей такой роскоши как гараж, а значит, и возможности хранить “сезонные” аксессуары, было настоящим безумием. Аренда казалась отличным решением. Тем более что в этом случае можно было выбрать лучшее и заплатить меньше.

Отчасти шеринговая история - это ответ на желание производителей и ритейлеров провоцировать потребление за счет снижения срока годность изделий. Так, сегодня время службы автомобиля, даже немецкого, ограничивается пятью годами. Велосипеды делают такими, чтобы их захотелось поменять уже через год. Зачем покупать, ремонтировать, ломать голову где хранить, если можно взять только на то время, когда им собираются пользоваться.

Лучше, чем в магазине

До запуска проекта команда два года изучали потребительский интерес к аренде различных товарных категорий - анализировали трафик и конверсию. Эксперименты с лэндинговыми страницами позволил составить рейтинг самых популярных товаров для шеринга.

В топ вышли одежда, смартфоны и различные гаджеты.

В этом еще одно очевидное преимущество шеринга - клиент всегда может отказаться от выбранной модели и взять последнюю версию устройства. Покупать смартфоны каждые полгода - удовольствие дорогое, а брать в аренду, выбирая, самую подходящую модель - можно хоть каждый месяц.

Шеринг более гибко подходит к формированию ассортиментной матрицы, но это не единственное конкурентное преимущество. Колл-центр для заказа, службы доставки, удобный онлайн-сервис и сеть офлайн-шоурумов, где клиент может ознакомиться с товаром и получить рекомендации по использованию - это шеринговые сервисы позаимствовали у ритейла. Однако в отличие от магазинов, реальных или виртуальных, они не предлагают ничего покупать.

Шеринговые истории универсальные - они активно развиваются по всему миру - в США, Индии, Великобритании. Цифровые инструменты и новые бизнес-модели позволяют “малолетним” стартапам по-взрослому конкурировать за потребителям с традиционными ритейлерами, которые много лет работают на рынке.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем