редакции Выбор
От душки до бульдозера: шесть типов неидеальных командных игроков
В издательстве Манн, Иванов и Фербер вышла книга Идеальный командный игрок. Как распознать и развить три ключевых качества. Автор книги – Патрик Ленсиони – выявил три основополагающих качества, которые делают людей идеальными командными игроками: скромность, жажда деятельности и чуткость. Spark публикует главу, в которой приведены типы сотрудников, у которых нет идеального набора этих качеств.
1 из 3
Только скромность. Это люди-пешки на доске командной работы: приятные, добросердечные, неприметные люди, которые просто не чувствуют необходимости добиватьсярезультатов и не наделены способностью выстраивать эффективные взаимоотношения с коллегами. Нередко они выключены из общего диалога или процесса и практически не оказывают влияния на командные достижения. Пешки не гонят волну, поэтому могут долгое время выживать в командах, где гармония ценится выше производительности.
Только жажда деятельности. Люди-бульдозеры, которые исполнены жажды деятельности, но не отличаются скромностью или чуткостью. Они полны решимости переделать все на свете, но при этом действуют исключительно в собственных интересах, не принимая в расчет то, какие последствия будут иметь их действия для остальных. Бульдозеры способны за мгновение разрушить команду. К счастью, в отличие от пешек, они выделяются из общей массы, их легко выявить и устранить, если лидер по-настоящему ценит командную работу. Однако в компаниях, где во главе угла стоит прежде всего производительность, бульдозеры могут процветать очень долго.
Только чуткость. Люди-душки, очень умелые в социальном общении, но не отличающиеся ни скромностью, ни жаждой деятельности. Они могут быть занятными и располагать к себе — на какое-то время, но при этом практически не проявлять интереса к долгосрочному благополучию команды или своих коллег. Социальные навыки душек порой помогают им задержаться в команде дольше, чем бульдозерам или пешкам, но их вклад в общее дело чаще всего настолько мизерный, что они очень быстро исчерпывают кредит своего обаяния.
2 из 3
И все же серьезная нехватка даже одного из качеств может затормозить весь процесс построения команды.
Скромность и жажда деятельности, но без чуткости. Мастера неприятностей — это люди, которые и скромны, и горят жаждой деятельности, но определенно не умеют ладить с людьми. Они искренне хотят служить своей команде и вовсе не стремятся перетянуть одеяло на себя в плане внимания и восхищения. Но неспособность понять, как другие воспринимают их слова и поступки, приводит к тому, что они, пусть и непреднамеренно, создают команде проблемы в области межличностных отношений. Коллеги, хоть и уважают их отношение к рабочей этике и искреннее желание быть полезными, порой устают от необходимости сглаживать эмоциональные и межличностные конфликты, на которые мастера неприятностей очень часто не обращают внимания. В нашей истории таким вот мастером неприятностей была Нэнси — относительно неэгоистичная, трудолюбивая сотрудница, которой не хватало социальной сноровки, из-за чего она и создавала команде лишние проблемы. Несмотря на то что мастера неприятностей — это проблема для команды, однако они представляют для нее наименьшую опасность, поскольку не имеют дурных намерений и, как правило, с юмором воспринимают критику.
Скромность и чуткость, но без жажды деятельности. Обаятельные халтурщики не ищут незаслуженного внимания и превосходно умеют работать бок о бок с другими людьми и заботиться об их нуждах. Но к сожалению, они склонны делать ровно то, что им поручают, и редко пытаются взять себе больший объем задач или остаются работать сверхурочно. Эти люди обаятельны и позитивны, но не пылают страстью к работе. Лидерам, как правило, очень непросто их уволить или вступить с ними в конфронтацию — ведь они такие милые!
В нашей истории обаятельным халтурщиком предстал второстепенный персонаж по имени Томми. Он не был придурком или лентяем, но делал только то, что от него требовалось, и не больше. Томми страстно отдавался различным увлечениям, но в их число не входила ни одна из его рабочих обязанностей.
Обаятельные халтурщики нуждаются в постоянной мотивации и контроле, поэтому ущерб, который они наносят команде, гораздо больше, чем от мастеров неприятностей. Но и они не являются самыми опасными; самый опасный тип — это искусный интриган.
Жажда деятельности и чуткость, но без скромности. Искусные интриганы амбициозны, но они проявляют амбиции с умом; они готовы активно работать, но только тогда, когда это идет на пользу им лично. К сожалению, искусные интриганы настолько умело играют роль исключительно скромных личностей, что лидерам очень сложно бывает выявить их и пресечь их деструктивное поведение. Как правило, к тому моменту, когда лидер наконец понимает, что происходит, интриган уже успевает посеять семена разрушения среди коллег, которыми он манипулирует, — вселить в них страх и заставить опустить руки. Многим из нас приходилось работать с искусными интриганами: такие люди всегда взбираются вверх по служебной лестнице в компаниях, где индивидуальные показатели ценятся выше командных.
В нашей истории умелым интриганом был Тед Марчбэнкс — профессиональный, харизматичный, мотивированный и амбициозный, поэтому Джеф и его коллеги чуть было не наняли его на работу. К сожалению, оказалось, что Теда__ не интересуют окружающие его люди, поскольку для него важнее всего был его собственный успех.
Предупреждение: вероятно, настал момент сделать несколько важных замечаний. Во-первых, имейте в виду: не всегда просто бывает распознать бульдозеров, душек, пешек, мастеров неприятностей, обаятельных халтурщиков или искусных интриганов. К этому делу нельзя подходить легкомысленно, даже в частном порядке. Если вы навесите на члена команды неверный ярлык, даже мимоходом, это может иметь самые пагубные последствия. Во-вторых, не навешивайте ярлыки на истинных командных игроков только потому, что они лучше проявляют себя в одной из трех областей. К примеру, не называйте обаятельным халтурщиком командного игрока, у которого чуть меньше жажды деятельности, чем скромности и чуткости. Эти идентификаторы предназначены только для тех, кому в значительной степени недостает одного или более из трех качеств.
Руководители должны чутко распознавать своих подчиненных. Помните: истинная цель — не рассовать людей по ячейкам, а лучше понять, кто такие идеальные командные игроки, чтобы потом выявить их или воспитать в своих командах.