редакции Выбор
5 ошибок при развитии личного бренда
Почему я решил вести личный блог
Я возглавляю бизнес в сфере производства товаров для красоты и здоровья. Значительная его часть – контрактное производство. Большинство клиентов, особенно крупных, приходят через личные знакомства. То есть заказы – результат моих контактов напрямую с владельцами бизнеса или с руководителями компаний.
В какой-то момент я понял, что сильной стороной в случае моего бизнеса является не УТП, не продающий сайт, а именно личное общение. Оно давало приток клиентов и заказчиков. Поэтому я решил, что нужно больше внимания уделить построению личного бренда, так как даже в случае взаимной подписки на страницу в социальной сети создается эффект личного знакомства и базового взаимопонимания. Это очень полезно при встречах, переговорах, и деловых коммуникациях.
Что это за блог
С этого началось построение личного бренда. В качестве площадки мы выбрали Instagram. В блоге в онлайн-режиме ведется работа над новыми брендами. Подписчики в курсе того, как разрабатываются рецептуры, как ведется работа над неймингом, а УТП продуктов мы вообще разрабатываем совместно. Это важная фишка: когда люди могут принять участие в разработке продуктов, у них формируется эмоциональная связь с ними, и даже простое любопытство протестировать продукт, в создании которого человек принял участие, будет стимулировать пробную покупку. Вести блог начали в апреле 2018 года. Сегодня у него 121 тыс. подписчиков.
Какие ошибки не стоит допускать при развитии личного блога
№1
Первая наша ошибка – решить, что раз нашим целям соответствует только определенная бизнес-аудитория, то и личный бренд нужно развивать, опираясь лишь на нее. Это неправильно. Бизнес-аудитория довольно узкая, и чаще всего, если ты давно работаешь в определенном сегменте, большинство тех, кому было нужно, уже и так тебя знают. К тому же это еще и трата определенного бюджета, привлечение конкретной аудитории. Разумнее ориентироваться на намного более широкую аудиторию. Став инфлюенсером на широких аудиториях, ты становишься и более интересен для нужной тебе аудитории.
№2
Когда начинаешь продвигать личный бренд, возникает вопрос, про что писать. Не стоит пытаться донести до широких масс исключительно свою экспертность. Большинство подписчиков не слишком глубоко разбираются в бизнесе и не стремятся в него погружаться. Поэтому многим не слишком интересно наблюдать за каким-то бизнесменом, который что-то там вещает на тему бизнеса в сегменте красоты и здоровья, хотя бы потому что тогда люди периодически просто не понимают, о чем идет речь. Instagram многие листают только чтобы посмотреть на красивые картинки. Мы в итоге решили, что будем делать lifestyle-блог, но пропускать всю информацию через призму определенных процессов бизнеса и компании. Вскоре стало ясно, что людям интересно читать и про мою повседневную жизнь, и про нюансы бизнеса.
№3
Третья ошибка – излишняя академичность и серьезность при подаче контента. Социальные сети многими используются как развлечение и возможность отвлечься от серьезных дел, как некая игра. Чтобы ненавязчиво доращивать аудиторию, мы придумали формат #обизнесепросто. Это забавные видео, где мы за 15 секунд стараемся объяснить какой-то бизнес-термин, но не так, как он описан в учебниках по экономике и бизнесу, а обычными словами, на примере каких-то жизненных ситуаций, диалогов, которые могут происходить в реальности. Мы получили широкий отклик на этот формат, многие спрашивали, есть ли возможность собрать все подобные видео, чтобы была возможность их все просмотреть. По сути это обучение базовым понятиям бизнеса в легкой юмористической форме, некий Бизнес для чайников. Еще один такой формат – #бизнесвайн – мои наблюдения о деловой жизни в маленьких веселых скетчах.
№4
Четвертая ошибка – опираться на опыт офлайн-выступлений при ведении блога. На момент, когда мы начали развивать личный блог, у меня уже был богатый опыт выступлений, поэтому боязни аудитории не было. Но при офлайн-выступлениях ты всегда видишь реакцию слушателей, ее можно читать по глазам, считывать по невербальным сигналам. Имея прямой контакт с аудиторией, можно легко понять, как, что и когда нужно сказать. А если что-то идет не так, всегда можно подстроиться под аудиторию. Есть пространство для маневра. Развивая личный бренд онлайн, ты не видишь свою аудиторию. Конечно, ты уже хорошо ее знаешь, но это некое общее представление. И бывало так, что на публикации, которые казались мне исключительно удачными, люди отвечали, что, мол, вот сейчас было не слишком интересно читать.
Конечно, кто-то пишет, что предпринимателю неправильно так вести блог, надо больше писать про бизнес. А после постов про бизнес другие пишут, что надо больше про жизнь. Это специфика личного блога – что ни напиши, всегда будут критики. И это нормально. Нужно к этому спокойно относиться.
№5
Пятая ошибка – считать, что ведение блога никак не изменит тебя самого. Создание личного бренда работает практически на уровне личной терапии. Например, активное ведение блога помогает легче менять шаблоны. И даже в чем-то раскрепощает. Чтобы вести действительно интересный блог, нужно примерять на себя массу совершенно различных образов. Благодаря активному развитию личного бренда я теперь перерос себя, перестал бояться экспериментов.