редакции
Как собрать команду и не тратить деньги на HR-ов
Российские реалии таковы, что любой руководитель, будь то большой политик или начинающий предприниматель, первым делом задумывается о ком-то из родственников или друзей, если ему нужно найти надежного человека к себе в команду. В крупных компаниях, которые могут позволить себе HR-департаменты, проблема стоит не так остро. Но если вы руководитель небольшого бизнеса или затеваете стартап, есть несколько основных моментов, которые необходимо учитывать при поиске сотрудников.
По моим наблюдениям, 85-90% вакансий закрывается по рекомендации от сотрудников, либо друзей сотрудников.
Тем временем, успех или неуспех любого бизнеса зависит от умения привлекать нужных людей к себе в команду.
Сколько вы сэкономите?
HR специалист в штате обойдется от 60 тыс. рублей в месяц, а услуги агентств стоят в среднем 18-25% от годового гонорара кандидата. То есть за подбор специалиста с окладом 100 тыс. рублей агентская комиссия будет составлять от 216 тыс. рублей. Очевидно, что для малого бизнеса такие цифры кажутся неподъемными.
Первый этап: формирование запроса
При этом стартап требует быстрых и решительных действий, поэтому надежные сотрудники нужны ещё вчера. Тем не менее, нужно быть готовыми, что на подбор команды нужно минимум 2 недели. За это время нам нужно пройти несколько несложных этапов.
1. Понять, кто нам нужен.
Для начала мы составляем список вакансий. Тут мы отвечаем себе на несколько вопросов:
- Сколько человек нужно
- На какие должности?
- Какие обязанности они будут выполнять?
Чтобы не раздуть штат и в то же время не ошибиться с нагрузкой на персонал определите, не будут ли пересекаться полномочия тех сотрудников, которых вы планируете нанять. В молодой команде не должно быть людей, которые чувствуют себя не у дел или недорабатывают, поэтому важно понимать, что у каждого нанятого вами сотрудника будут обязанности и свое место в коллективе.
2. Далее опишите каждую вакансию. Формат описания выглядит так:
- Рассказываем про нашу компанию: кто мы, чем занимаемся и какие мы классные;
- Кого мы ищем. Тут важно не просто формально перечислить обязанности, но показать, куда движется компания и как новый сотрудник в будет в этом полезен. Тогда вы сможете понять, чего соискатель ждет от работы и разделяет ли ваши ценности;
- Что должен уметь делать кандидат;
- Какие условия мы предлагаем.
Если у вас возникают сложности с составлением вакансии, зарегистрируйтесь на сайте хедхантер как соискатель и посмотрите, как другие компании описывают схожие позиции.
3. Решаем, кто будет делать работу.
Чтобы бюджетно закрыть дыры в своей команде, нужно понять, кто будет непосредственно отбирать соискателей. Самый идеальный вариант, если у вас есть знакомый рекрутер с доступом к базам кандидатов, который может в свободное время помочь вам с поиском нужных ребят.
На мой взгляд, дружить с рекрутерами и хедхантерами стоить как минимум по 2 причинам: они помогут вам в поиске команды, а если бизнес не пойдет (чего, надеюсь, не случится), они помогут вам найти работу.
Если ищете сами
Если таких знакомых в вашем окружении ещё нет, не расстраивайтесь. Есть другие вариант быстро подобрать сотрудников. У нас в запасе ещё несколько бюджетных вариантов.
Первый и бесплатный - публикуем вакансию в соцсетях и ловим входящий трафик. Если вы общительный и у вас аккаунты в ВК или Фейсбуке на 1000+ друзей, грамотно составленный клич порекомендуете специалиста приведёт хороших кандидатов. Часто предприниматели обещают подарки и благодарности за сработавшие рекомендации, поэтому если вам не жалко коробки конфет, интересной книги или билетов в театр за толкового сотрудника, рекомендую воспользоваться и этим средством привлечь внимание.
Там же в соцсетях проверяем и профили потенциальных кандидатов - без этого сейчас никуда. В идеале там будут видны общие знакомые, которые могут дать рекомендацию на кандидата. Если их нет, смотрим, в каких группах состоит, о каких своих интересах рассказывает друзьям.
Но не забывайте, что не всегда в соцсетях отражена вся профессиональная деятельность человека: многие до сих пор воспринимают их как личное пространство. Отклонять кандидата, если его аккаунт выглядит странно — дело вкуса. Я советую всегда смотреть соцсети. Если найдёте что-то необычное, спросите об этом его на интервью.
В качестве лайфхака установите себе расширение для браузера AmazingHiring и увидите, в каких соц.сетях зарегистрирован ваш кандидат.
Второй и бюджетный - покупаем доступ к базам вакансий и ищем людей ночи напролёт. Доступ к базам кандидатов стоит примерно 6,5 тыс. рублей в сутки. Мой совет: используйте этот день по полной и смотрите позиции от рассвета до заката, в идеале привлечь к этой работе помощника. Скачивайте профили кандидатов, даже если не до конца уверены, подходит ли по позиции или нет. Постепенно отсеиваем сомнительных кандидатов, оставляем наиболее нам подходящих и зовем их на первый этап собеседований.
Ключевой этап - собеседование
Тут важно признать, что вы не профессиональный рекрутер, и как следует подготовиться: написать себе вопросы и возможные варианты ответов, изучить рынок, внимательно пометить спорные моменты в резюме кандидата, чтобы при встрече задать уточнить детали.
Не забудьте обозначить цели и планы вашего проекта, чтобы понять, разделяет ли человек ваше видение. Обязательно делайте пометки, это поможет вспомнить сильные и слабые стороны кандидата, если будете выбирать из нескольких. А если нужно набрать несколько человек, вы сможете представить, как эти люди будут работать вместе и как выстроить между ними эффективное взаимодействие.
Вам же придется контролировать ход интервью: слишком долгий разговор, пусть даже с самым интересным собеседником, будет непродуктивен. Ну и конечно базовые навыки коммуникации: уважение, умение слушать, спокойствие и уверенность - без них никуда.
Помните о том, что у вас стартап, а значит для кандидата вы - такая же темная лошадка, как он и для вас. И важно правильно презентовать себя и показать все преимущества вашего проекта.
Справедливости ради отмечу, что собственнику бизнеса, у которого горят глаза и который действительно верит в свой проект, это не составит большого труда.
Если по каким-то причинам на первых этапа собеседований вы не смогли подобрать человека, можно обратиться к тем резюме, в которых изначально были сомнения, но кандидат все-таки кажется интересным.
Если нанять фрилансера
Фрилансер в сфере HR в среднем возьмет за свои услуги 1 оклад будущего сотрудника.
Чаще всего их услугами пользуются в сфере ИТ (где самая высокая конкуренция за специалистов), в продажах (всем известно, что хорошие продажники - на вес золота), а также в бухгалтерии и производстве. В 2018 году на портале HRspace треть запросов была на поиск сотрудников в сфере ИТ, а остальные две - в продажах и производственной сфере.