Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
13 813 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Word для автоматизации бизнес-процессов и не только

Основатель Школы траблшутеров Олег Брагинский о том, как использовать все возможности Word и кастомизировать программу под себя.

В середине 1990-х писал на ассемблере BrEd – хакерский редактор с вычислениями в тексте, растягивающимися псевдографикой таблицами и поддержкой макросов. Пользователи выдвинули две претензии: странное название и несуразные сочетания клавиш для большинства привычных команд.

С первым справился легко – переименовал программу в HEd, а вторая задача задержала надолго. Полным перебором изучил команды популярных текстовых редакторов, составил таблицу клавиатурных комбинаций в Excel. Через пару недель согласился: раскладка у Microsoft была наипродуманнейшей.

Дольше заимствовал идеи у Word 6.0 – сильнее очаровывался красотой и изяществом подходов. Реализовал в HEd 746 функций и даже продал конкуренту форматирование абзацев на лету, проверку орфографии без словаря, вставку мягких переносов для 21 европейского и 2 азиатских языков.

Гордился собственной разработкой настолько, что диплом писал исключительно в ней, но сдать работу с первого раза не удалось. Нормоконтроль нашёл значительное количество отклонений, которые даже в хакерской программе устранить было сложно. Пришлось установить похорошевший Office 95.

Открытием стали стили:

  • настраиваешь шрифт, цвет, размер символов,
  • расстояния между строками, отступы абзацев,
  • присваиваешь выделенному фрагменту текста

и вуаля!, – при необходимости, изменяешь параметры стиля, и они применяются сразу ко всему документу. Увлёкся настолько, что создал отдельные форматирования для:

  • нумерованных списков,
  • нижних и верхних частей формул,
  • ссылок, колонтитулов, рисунков и таблиц.

Пятнадцать лет пользовался созданной библиотекой, которую обновил в прошлом году, при форматировании очередной серии книг:

Работая директором по процессам крупнейшего частного банка России, узнал, что одно из подразделений мучается из-за отсутствия автоматизации процесса открытия счетов предпринимателям и малому бизнесу. Запрос к ИТ-шникам привёл к ожидаемому отпихиванию задачи: бюджет, архитектура, планы, сроки.

Подумал: Вот и прекрасно – самое время вспомнить макросы для офиса, и провёл проверку боем: навестил отделения соперников, оценил сложность конкурентных процедур. Отчёт подготовил в Word:

Провёл серию встреч, для сокращения количества операций в процедуре и создал двулистный документ, где красным отметил строки, заполняемые вручную, зелёным – формируемые автоматически:

Добавил три кнопки:

  • Предварительное заполнение – создание отчёта с указанием критичных пропусков данных,
  • Сформировать пакет документов на открытие счёта – честная процедура заведения предпринимателя или организации в банк,
  • Тестировать формирование документов – отработка макроса с заполнением пропущенных данных техническими константами.

В режиме открытия счёта следующим окном появлялся выбор документов, планирующихся к подготовке:

Особой гордостью стало закрашивание прямоугольника в верхней части окна – цветом предсказывал благонадёжность предпринимателя или организации на основе скоринга, тоже реализованного макросом:

  • белый – вероятно долгосрочное взаимодействие,
  • серый – вывода нет или данных для решения недостаточно,
  • чёрный – рекомендуется отказ от сотрудничества из-за вероятного негатива.

Выбор кнопки Формировать запускал процесс подготовки документов:

и печать:

Ускорение процедуры открытия счёта достигло сотен процентов, но премию себе таки выпросили ИТ-шники, под соусом: Компетенция наша, а деньги тебе не нужны.

Постоянно обращаются с вопросом: Посмотри, что с файлом не так – вставили десяток картинок из Сети и документ разбух, в почту “не пролазит”. Зная, что файлы офиса сжаты алгоритмом Zip, действую так:

  • переименовываю документ *.docx в *.zip,
  • открываю архиватором WinRar,
  • захожу в директорию word\media,
  • сортирую файлы по размеру:

теперь крупнейшие элементы можно просмотреть прямо из оболочки архиватора или даже удалить – Word спокойно отнесётся к похожей операции. Вот что значит совместимость форматов и забота о качестве!

Второй по частоте запрос: Как бы отредактировать pdf-файл?. Сперва снимаю с документа защиту, используя PDF Password remover:

Затем открываю файл в Word. Старичок выдаст предупреждение:

потом покряхтит и позволит изменять желаемый документ:

Подобный подход, кстати – лучший способ вычленения картинок: работает корректнее снятия копии фрагмента экрана и не изменяет разрешение рисунка. А после редактирования документ снова можно сохранить в pdf.

Регулярно пользуюсь автособираемым оглавлением:

А в колонтитулы пишу ФИО, электронную почту и мобильный телефон приобретателя книг. Вздумает распространять – контактные данные пирата станут гулять по сети. Для особо умных закладываю мины: в каждый отправляемый экземпляр по специальному алгоритму добавляются лишние символы.

Только файл появился на сливе – приобретаю на общих основаниях, проверяю секретный фрагмент и вычисляю недобросовестного покупателя.

При написании колонок в интернет-издания и на сайт использую таблицы, ограничивающие ширину текста, при том, что работаю в режиме отображения непечатаемых символов – упрощает отслеживание огрех форматирования:

А вот проверка ошибок в Word хромает на обе ноги:

  • отказывается замечать плеоназмы,
  • не знает слова ее – не предлагает замену на её,
  • при наполнении словаря пользователя начинает жутко тормозить.

Зато позволяет менять цвет листа, вставлять формулы, трёхмерные модели и замещать гиперссылки на читаемый текст:

Из горячих клавиш уважаю:

  • 1.Ctrl+Shift– разрыв строки
  • 2.Ctrl+Enter– разрыв страницы
  • 3.Ctrl+-– вставить среднее тире
  • 4.Ctrl+F1– свернуть/развернуть ленту
  • 5.Ctrl+Del– удаление слова правее курсора
  • 6.Ctrl+Backspace– удаление слова левее курсора
  • 7.Ctrl+Home– переход к первой странице
  • 8.Ctrl+End– перемещение в конец документа
  • 9.Ctrl+G– вызов окна перехода к элементам
  • 10.Ctrl+Shift+W– подчеркнуть слова без пробелов
  • 11.Shift+F3– изменить регистр выделенного блока
  • 12.Shift+F5– перейти к месту последнего изменения
  • 13.Ctrl+Shift+*– отобразить/скрыть непечатаемые знаки
  • 14.Ctrl+F6– переход между несколькими открытыми документами
  • 15.Alt+ Ctrl+Пробел– прочесть голосом выделенное слово, фразу или абзац
  • 16.Alt+Shift+↑ или ↓ – перенести выделенный фрагмент выше или ниже по тексту.

Если часто приходится набирать длинные фразы, рекомендую дополнить таблицу автозамен:

сократит время набора, обрадует уменьшением количества набираемых символов, создаст периоды отдыха натруженным пальцам.

Основатель Школы траблшутеров Олег Брагинский.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем