редакции Выбор
Быть предпринимателем в России невыгодно: почему закрываются магазины
Из начальника финотдела в бизнесмена
Вся история началась с того, что компания «Бельпостель», где я отработала не один год, начала давать трещину. Я занимала должность начальника отдела финансового контроля: контролировала инкассации в 70 торговых точках компании в Москве, обучала продавцов кассовой дисциплине, параллельно занималась отчетностью и бухгалтерией.
Когда компания начала заметно давать трещину, я, конечно же, осталась работать там, но, возникла идея запустить линейку постельного белья под своим брендом, сохраняя основную идею — качество по доступной цене.
Поскольку настроение в компании было упадническим, мою идею поддержали два
партнера. Один занимался поставками, у него были наработанные связи и хорошие
отношения с поставщиками, а у другого были деньги на первую партию товара. Моей
задачей была вся организация бизнес процесса. К соглашению пришли быстро, так
как подобные мысли были не у меня одной. Но не все вышло так гладко, как
хотелось бы.
В итоге мы остались с качественным товаром, но без покупателей
Тогда я была уверена на100 %, что делаю все правильно. В 2012 году, еще работая в «Бельпостель», мы официально зарегистрировали ООО, которое по условиям на тот момент было выгоднее, чем открытие ИП. Как форма бизнеса индивидуальное предпринимательство было не так развито, относились к ним с недоверием, а мы собирались заниматься импортом.
План был такой: запустить свой личный бренд качественного пошива и эксклюзивного дизайна на известной нам высокотехнологичной фабрике в Китае и поставлять его франчайзерам «Бельпостель», которые уже устали ждать новые поставки и стали заполнять свои магазины другими марками. Затем развить оптовые продажи и расширить клиентскую базу.
Торговую марку назвали LINLIT. Я очень хотела, чтобы была хоть какая-то ассоциация с «Бельпостель». Мне было жаль фирму, в которой проработала с самого основания — 2003 года. Поэтому я взяла схожий дизайн, цвета и зарегистрировала название LINLIT — это французское сокращение Linge de lit, переводится как постельное белье (Бельпостель — белье постельное), фактически Бельпостель на французском.
В итоге, за первые 600 000 рублей, мы заказали в Китае контейнер с отличным однотонным постельным бельем из хлопкового страйп-сатина в комплектации, привычной покупателям «Бельпостель», в популярном цветовом ассортименте, который всегда пользуется спросом. Первый контейнер за полмесяца мы полностью распродали! Уже решили заняться постоянными оптовыми продажами, заказали еще партию, хотели снабжать франчайзеров регулярными поставками, но тут доллар резко подскочил вверх и второй контейнер обошелся нам уже гораздо дороже.
Франчайзеры, зная о развале «Бельпостель», тоже искали
возможность закупаться напрямую, и нашли ее. Естественно, срез у них получался
больше, им было выгоднее заказывать самим... В конечном счете, мы остались с
хорошим товаром, но без денег и покупателей.
Грабли бизнеса: на них наступает каждый и не наступает лишь тот, кто не развивает свое дело
Деньги вложены, товар на руках, нужно что-то делать, а средств на продвижение нет: реклама или открытие розничного магазина требовали дополнительных вложений. Нас всего трое, но, по сути, вся рутинная работа на мне одной.
Мои партнеры хотели получить быструю прибыль, сыграв на развале компании и наработанных связях — распродать текстиль «тепленьким» франчайзерам и уйти. Цели наши не совпали. Сначала один забрал деньги и вышел из бизнеса, а затем второй получил свою долю частью товара и ушел.
Я осталась совершенно одна. Пришлось ввязаться в кредит на развитие бизнеса, что крайне не советую никому делать. Идея плохая. Сам кредит рано или поздно утопит ваш бизнес. Если нет начального капитала и денег, с которыми можете расстаться — даже не нужно влезать в эту яму. Это грабли бизнеса, на которые наступает каждый кредитный заемщик.
Благодаря кредиту я открыла первый маленький магазин на территории дизайн-завода FLACON (Флакон) в Москве и гасила долги практически всей полученной прибылью.
Моя ошибка состояла в том, что в тот момент я зациклилась на своем монобрендовом товаре. Я считала, что разбавлять свой товар другими брендами неправильно. Но так как в рознице нужно предлагать разнообразие — не только комплекты постельного белья, но и полотенца, покрывала, пледы, то и заказывала их изготовление под своей торговой маркой LINLIT. А это большие единовременные вложения. Производители не брались еще тогда за изготовление мелких партий. Тем не менее, я еще несколько раз привезла постельное белье из Китая и Италии, правда, уже в сборных контейнерах.
После 2 лет оптовых продаж я снова вернулась в розницу, уже в последний раз
Магазин на Флаконе был очень симпатичный, оформлен в стиле Dior, но расположение и концепция дизайн-завода не совсем подходила под мой товар. Трафик был очень низкий. Как я не старалась — точка была убыточной, пришлось закрыться и уйти в мелкий опт.
Я просидела «в мелком опте» 2 года и в 2018 снова вернулась в розницу. Как оказалось, в рознице более активное движение. Перешла с ОСН на упрощенку (УСН), потому что заниматься импортом больше не было средств — доставка и все налоги-сборы составляли 60% от стоимости закупочного инвойса. Возила товары только «белыми путями».
Второй магазин «Домашняя коллекция от LINLIT» открыла в торгово-выставочном центре «Тишинка». Выбор пал на этот ТВЦ по трем причинам: центр, недорогая по сравнению с другими аренда и присутствие до меня в ТВЦ магазина «Бельпостель» с наработанной клиентурой.
Этот магазин я уже наполнила не только товаром под своей торговой маркой LINLIT, но и другими брендами — дорогими, как Kaufmann и Blank des Vosges, так и средней и умеренной ценовой категории (Asabella, Silver Crown, Cotton Dreams и пр.) Значительная часть товара здесь у меня на реализации.
Чтобы открыть свой магазин необходимо иметь около 3 миллионов рублей. Сюда
входят затраты на аренду, депозит, ремонт, закупка мебели, товара. Мало того,
во многих торговых центрах с хорошим трафиком нужно еще отдельно «покупать
вход», чтобы встать на точку, которая тебе понравилась. Во всяком случае, так
было до недавнего времени.
Налоги, аренда, сборы, покупатели, скидки, эквайринг: что действительно душит бизнес в России?
К сожалению, рынок постельного белья теперь перенасыщен. Наверное, можно также сказать и про другие ниши в торговле. Везде все одно и тоже, а сделать что-то эксклюзивное стоит немалых денег для владельца и, соответственно, для покупателя. Даже у крупных торговых точек покупательский трафик небольшой. Люди ходят в основном в рестораны, кино и за продуктами.
Покупательская способность сейчас резко упала. Люди приходят ко мне и сразу же просят скидки. А я и так продаю белье по большей части по рекомендованным ценам производителей. Средняя наценка на товар — 40 %. А для предпринимателя 40 % — это ничто в наших условиях.
Сейчас содержание торговой точки не прибыльно. Львиную долю от выручки я отдаю за аренду и торговый сбор (от 100 000 р. за 26 кв.м.). Ставка торгового сбора «взята с потолка». Сбор напрямую связан с занимаемой площадью и местоположением торговой точки на карте города, что неправильно, на мой взгляд.
Домашний текстиль, например, нуждается в представлении, а это значит, что в салоне должна стоять кровать размером не менее 140×200, а лучше две кровати. Оптимальная площадь под магазин постельного белья 50-80 кв.м. И я не понимаю, как от площади может зависеть моя выручка, тем более, что товар не относится к товарам первой необходимости. При том, что я стою в московском торговом центре не является показателем большой выручки. Покупатель сместился за МКАД, в торговые молы, где торговый сбор в разы меньше или отсутствует совсем.
На мой взгляд, оптимальным был бы налог с оборота. При повсеместном наличии онлайн касс утаивать доходы становится сложнее, а при оптимальном налогообложении и реально больших штрафах за нарушения будет и невыгодно. Зато предприниматель заплатит справедливые деньги от своего дохода.
На следующий месяц денежного запаса у меня просто не остается. А ещё нужно расплатиться с поставщиком, оплачивать кредит, в конце концов, что-то оставить на жизнь! Невозможно вылезти из нескончаемых кредитов и долгов.
У меня были одно время наемные сотрудники — продавец и бухгалтер — сейчас мне приходится работать одной уже почти 2 года подряд без выходных. Просто нечем платить зарплату и налоги на эту зарплату. По этой же причине я не могу себе ничего начислить, поскольку я и учредитель, и директор, и продавец.
Онлайн-кассы — это отдельная история...
Я человек законопослушный и понимаю необходимость этих требований. Но все должно быть разумно и не бить по карману. Сам аппарат стоит недешево, плюс очень много дополнительных затрат на всевозможные функции.
Сама касса обошлась мне в 19 000 рублей. К ней нужен хороший интернет — ежемесячная плата 1400 рублей. Покупка фискального накопителя (ФН) на 36 месяцев за 12 900 рублей. Мне непонятно, зачем мне оплачивать фискальный накопитель на 36 месяцев, если через год или два я могу закрыться по причине неудачного бизнеса?
И это еще не все: оплата обязательного техобслуживания кассы в районе 6 000 рублей, подключение к ОФД (1 900 р.), платформе маркировки «Честный знак» с КЭП (2100 р.).
У кассы неплохой функционал, но на ней неудобно ничего делать, кроме проведения непосредственно самой продажи — не позволяет компактность аппарата. Удобнее вести учет на компьютере. При этом складской и товарный учет тоже стоит дополнительных денег.
Также приходится подключать точку к эквайрингу. Вещь сейчас необходимая, лично я крупные наличные у своих клиентов редко вижу. Подключила «Прими Карту!» из-за лояльной ставки и цены пин-пада. Но это снова затраты — покупка или аренда банковского терминала и ежемесячные списания процентов за транзакции банком... Кто мне скажет, что банки дают сейчас терминалы бесплатно, я расстрою этого человека, — это не так, аренда включена в пакет услуг или списываемые проценты за эквайринг.
Планы на будущее
Сейчас я готовлю магазин к закрытию, планирую с ООО переходить на ИП. Надоела бумажная волокита и постоянные новости от налоговой. Даже нельзя на свой счет перевести заработанные деньги!
Мне удалось уже продать все торговое оборудование и немного остаться в плюсе! Считаю это большой удачей.
Была идея заняться реальными продажи через интернет, тем более, что сайт у меня уже есть. Но, белье — не тот товар, который нужен каждый день, каждый месяц и даже год. Покупатели обращаются в офлайне не часто, и то, в основном, постоянные клиенты, а уж предлагать текстиль онлайн — не знаю. Всегда был акцент на ритейл.
Чтобы усилить продажи через интернет нужно много вкладывать в рекламу и раскрутку сайта. Затраты на продвижение сопоставимы с арендой небольшой площади. Но интернет-реклама не может гарантировать клиентов. При этом, многие клиенты, заходя на сайт, наверняка захотят посетить шоу-рум, посмотреть, потрогать вещи.
Очень хотелось бы оставить магазин, возможно, разделить с кем-то аренду пополам и сделать точку выдачи и демонстрации текстиля. Хотя, не очень уже на это рассчитываю и не верю в бизнес успех.
Если бы были хорошие обороты, я никогда не стала бы закрываться. Мне нравится быть сама себе хозяйкой, жить с какой-то идеей, воплощать ее в жизнь, подходить к бизнесу творчески. Но, увы... без больших денег это невозможно. Честно сказать, уже появились мысли искать себе работу, а интернет-магазин оставить как дополнительный заработок.
Из положительного могу лишь извлечь — хороший опыт предпринимательства, создание своего магазина и общения с клиентами.
Другим людям не советую открывать бизнес, если нет за плечами достаточного капитала и единомышленников. Быть предпринимателем малого бизнеса в России пока очень невыгодно.
Текст подготовлен сервисом «Прими Карту!»