редакции Выбор
Как Microsoft спасает программный код человечества от Армагеддона на Шпицбергене
Архипелаг Шпицберген считается последним оплотом цивилизации
на пути к Северному полюсу. Старые российские и норвежские угольные
месторождения здесь давно закрылись, а местные переориентировали свои «вечномерзлые»
владения на ученых и людей, ожидающих конца света. Первыми эту идею реализовали
во Всемирном семенохранилище: здесь хранятся семена огромного количества растений,
в том числе урожайных культур, жизненно важных для человечества. Их здесь
держат на случай всемирного голода из-за пандемии или масштабной ядерной
катастрофы. Вход в хранилище выглядит футуристично:
В 2017 году здесь открыли еще одно хранилище в рамках проекта Arctic World Archive. На базе этого проекта компания GitHub создает крупнейшее физическое хранилище открытого исходного кода. На глубине 250 метров в заброшенной угольной шахте за обычной дверью, которая запирается на ключ, будет храниться большая часть открытого программного кода, разработанного человечеством.
Код хранится не на цифровых носителях, а на специальной пленке, которую держат в пластиковых контейнерах размером с коробку от пиццы. Пленку, которая должна выдержать повышенные нагрузки в случае любых катаклизмов, делает норвежская компания Piql AS. В обычных условиях такая пленка должна выдержать около 750 лет, а в холодной и сухой пещере, где мало кислорода, и все 2 тыс. лет.
Компания Github планирует стать крупнейшим арендатором
площадей в этой хранилище. В феврале 2020 года GitHub сделает копию всех активных публичных репозиториев и поместит их в хранилище. По словам главы компании Нэта Фридмана, здесь будут хранить 24 терабайта открытого кода, пишет Bloomberg. На первой пленке, которую он лично сюда
доставил, среди прочего, операционные системы Linux и Android. Это лишь первое
из множества хранилищ, которые GitHub хочет сделать по всему миру.
Фридман считает открытый программный код важнейшим достижением цивилизации наравне с литературой и изобразительным искусством. Ключевая идея — в том, чтобы дать всем возможность использовать и дорабатывать написанный тобой код. Одна из крупнейших площадок для этого сегодня — GitHub: около 40 млн пользователей ищут уязвимости и ошибки, чинят их и сохраняют изменения. Без этого сложно представить современную отрасль разработки.
От «опухоли» к основе современной экономики
В прошлом году компании Билла Гейтса купила Github за $7,5 млрд, но еще в 1990-х Microsoft считала свободное распространение кода «опухолью», которая грозит всей системе патентного права. Компания прилично зарабатывала на Windows и Office и оберегала их исходный код.
К этому времени Линус Торвальдс уже написал ядро ОС Linux, которая стала символом движения за открытый исходный код. Активисты-идеалисты вроде Торвальдса стали продвигать идею, а Linux быстро превратился в главную альтернативу Windows. В противовес Office был разработал OpenOffice. Несмотря на трудности и суды, со временем использование открытого исходного кода стало повсеместным.
В начале 2000-х борьбу возглавила Google. Вместо того чтобы покупать дорогие ОС, компания стала использовать открытый Linux. Дальше разработку также продолжали с открытым исходным кодом. Ставка на бесплатное ПО серьезно облегчила развитие Google. Впоследствии Facebook, Uber, Netflix и многие другие компании поступили так же. Сегодня на Linux работают облачная сеть Amazon, то есть и все компании, которые пользуются услугами этих сервисов, тоже поддержали распространение открытого исходного кода. ОС Android, которая представляет собой модификацию Linux, установлена на миллиарде смартфонов.
Торвальдс не остановился на разработке Linux. Для развития ОС однажды на выходных в 2005 году он написал программу Git. Другие программисты благодаря открытому исходному коду превратили ее в GitHub. Зарплату Торвальдсу платит Linux Foundation — некоммерческий фонд, который финансируют Google, IBM, Huawei, Tencent и Intel. В год он получает около $1,8 млн, этого ему хватает на жизнь в Орегоне (США), которую о по большей части проводит дома за компьютером.
Также читайте:
Распад интернета: иллюзия или глобальный тренд
Интернету 50 лет: очевидцы рассказали о запуске его первого прообраза