редакции Выбор
Почему аналитику не стать предпринимателем
Spark публикует отрывок из новой книги создателя KupiVIP.ru и CarPrice.ru Оскара Хартманнна.
Кто-то считает, что вся сила в информации. Тот, у кого есть ноу-хау, тайное знание, инсайдерская информация, выигрывает. И снова нет! До возникновения книг информации было так мало, что она распространялась из уст в уста, потом создавались библиотеки, а сейчас есть интернет. Казалось бы, он дает доступ к неограниченному объему информации, и теперь все проблемы будут решены. Уже больше половины населения земли подключены к интернету. Сейчас у каждого в кармане библиотека больше, чем у любого из царей прошлого. Но выяснилось, что появление интернета никак не повлияло на решение проблем. По последним данным неравенство в обществе лишь усилилось, и по всему миру царят эпидемии ожирения и депрессии.
Двадцать лет назад, когда я начинал интернет-бизнес, надежды на интернет как на инструмент устранения неравенства были очень большие. К сожалению, они не оправдались.
То есть информация и доступ к ней тоже не являются узким местом. Действие и есть самый главный, но скрытый фактор. Это видно из следующего примера. Представьте, что вы политик и хотите улучшить жизнь общества. Вы начинаете развивать образование и увеличивать его доступность, строите библиотеки в деревнях, запускаете повсюду интернет. Ба-бах, а жизнь-то лучше не становится, особенно если уровень образования и так высок, что мы наблюдаем в развитых странах.
— И почему же?
Не был учтен скрытый фактор, действие. Понимание того, что узкое место как раз и есть действие, оно открывает нам истинное положение вещей. Как я уже писал выше, оно заключается в существовании огромного разрыва между знаниями и тем, что люди реально делают. Теория против практики, или так называемый knowledge-action gap.
Если бы только теория и знания определяли разницу в жизни людей, то все были бы здоровыми, богатыми, красивыми и имели хорошие отношения с близкими. Но мы не можем объяснить мир без учета фактора действия.
Какие важные в вашей жизни вещи вы знаете, но не делаете?
Например, все знают, ЧТО надо делать, чтобы иметь красивое и здоровое тело, но основная сложность заключается как раз в конкретных действиях. Мы наблюдаем огромную разницу между знаниями людей и их ежедневными, ежеминутными действиями, происходящими по всему миру. Я считаю, что предприниматели — именно те люди, которые переходят от знаний к практике и шаг за шагом превращают идеи в реальность.
Любому человеку, принимающему каждый день душ, в голову хоть раз приходила бизнес-идея. Но все эти идеи смываются вместе с водой в канализацию. Моя мама шутит: «Пришла хорошая мысль, увидела, что дома никого нет, и ушла. Наверное, к другому, кто любит делать». Идея сама по себе ничего не стоит.
Когда я работал в Boston Consulting, я выяснил, что существуют люди-аналитики. Аналитики крупных банков и консалтинговых агентств имеют перед глазами всю картину экономики. Они видят, чего не хватает и где излишки, видят, куда идет экономика, и делают прогнозы. Их видение вообще нельзя сравнить с видением предпринимателей, особенно молодых, чей уровень анализа, приблизительно следующий:
— Я съездил в США и увидел такую тему! Представляете, все мои друзья сразу купили! Надо делать здесь такую же!
Но что интересно. Меня очень удивляет, что из среды аналитиков практически не выходит предпринимателей! В их мозгах вообще нет связи между знанием, действиями и тем, что они сами могут что-то построить.
Предприниматель тот, кто может взять идею и превратить ее в практику. Именно он может преодолеть узкое место, заключающееся в отсутствии действия. Я уважаю и ценю предпринимателей, поэтому я посвящаю свою жизнь развитию предпринимательства.
— Оскар, у меня тут есть к тебе просьба. Понимаешь, у одного моего родственника появилась идея, которую он хочет обсудить с тобой. — Стоп, давай ты будешь направлять ко мне только тех родственников, которые, помимо идеи, уже что-то сделали. У тебя такие есть? — Есть! Один открыл малюсенькую ферму по выращиванию морковок, и ему нужен совет.
— Вот таких, кто просто взял и сделал, я уважаю в десять раз больше. Зови — встречусь!
По опросам более 40% взрослого населения мира имеют бизнес-идею, с которой живут уже более года, но ничего не делают конкретного. Победителями становятся в исполнении, а не в планировании, как мы и говорили раньше. В предпринимательстве действие эффективнее и дешевле планирования или исследования рынка. В текущих условиях сделать лэндинг-пейдж, описать продукт, запустить продажи и посмотреть отклик в десять раз дешевле, чем делать анализ рынка! Это short cut, короткий путь.
Когда мы создали компанию CarPrice (международная компания, сервис по безопасной продаже автомобилей с пробегом через онлайн-аукцион, в настоящее время имеет сто двадцать офисов в пятидесяти двух городах России), я сделал инвестиции в похожие компании по всему миру, и оказалось, что Япония была самой лучшей страной по рамочным условиям для этой бизнес-модели. Но в Японии просто не было подобной компании, в которую я мог бы инвестировать.
Я поехал в Японию, и местные консалтинговые компании предложили мне сделать исследование рынка на предмет оценки потенциала такой компании. Я получил различные предложения на сумму от 250 тысяч до полумиллиона долларов. Тогда я взял и просто открыл компанию в Японии. До момента первой продажи мы потратили 100 тысяч долларов. И только когда мы уже продавали сто машин в месяц, наши затраты достигли 200 тысяч долларов. Соответственно, полностью запустить бизнес стоило меньше, чем провести исследование рынка!
Главное — избавиться от драмы и отпустить фиктивный страх неудачи. Почему большинство людей не поступают так, как я в этом примере? Потому что сказать «нет», опираясь на результаты оплаченных исследования, безболезненно! А сделать что-то и получить «нет» в реальности — очень болезненно. Расценивайте это не как неудачу, а просто как определенный результат, практическое исследование.
Вспомните людей, которых вы знаете. Поймите, что объяснить траекторию их жизни без фактора действия невозможно.Подумайте обо всем, что они вам рассказывали и что потом реально сделали.
Читайте также:
Как надо принимать решения: одна поучительная история
Как взять правильный тон и не упустить инициативу в переговорах
Как выявить «золотой профиль сотрудника» с помощью целевой модели продаж
Как найти поставщика из Китая на сайте Alibaba: шесть советов