В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Креативное созидание» Гэри Пизано, известного специалиста по инновациям и старшего заместителя декана по развитию в Гарвардской школе бизнеса. Spark публикует отрывок из книги, посвященный построению бизнес-модели.
Для большинства топ-менеджеров, с которыми я встречаюсь, сила новаторских бизнес-моделей очевидна. Менее понятно, как именно разрабатывать и внедрять эффективные и потенциально трансформационные инновации в этой области.
Это во многом связано с неопределенностью самого понятия. Большинство разговоров об инновациях бизнес-моделей ведутся без четкого понимания того, что такие изменения собой представляют. Термин «бизнес-модель» часто используется в качестве синонима стратегии либо для описания структуры бизнеса или потоков поступления доходов. В литературе по этому вопросу тоже нет однозначного ответа. Быстрый просмотр определений являет взору множество абстрактных терминов, таких как «платформа», «структура», «миссия», «обоснование» и т. д. Трудно представить, что можно достичь успехов в инновациях бизнес-моделей, даже не договорившись о том, что такое бизнес-модель! Итак, сначала мы попытаемся изучить это понятие и максимально его конкретизировать.
Основная задача любого субъекта коммерческой деятельности — будь то глобальная транснациональная корпорация вроде IBM или ребенок, продающий лимонад на углу, —заключается в создании ценности, а также в получении и распределении прибыли при использовании определенного набора ресурсов. Любое коммерческое предприятие аккумулирует ресурсы, преобразует их для создания ценности, использует механизмы для получения определенной доли прибыли и в конечном счете должно распределить прибыль среди тех, кто обеспечил эти возможности. Ресурсы включают материальные активы и вложения, необходимые для бизнеса, такие как финансовый капитал, человеческий капитал, интеллектуальная собственность, сырье, капитальное оборудование и информация, а также нематериальные активы, к которым относятся репутация, отношения с клиентами и ноу-хау.
Предприятие создает ценность, преобразуя ресурсы в продукты, услуги, интеллектуальную собственность или другие товары (автомобили, финансовые консультации, запатентованную или защищенную авторским правом собственность, лимонад и т. д.). Оно получает прибыль, находя способы монетизации результатов этого процесса (например, продает лимонад, взимает плату за подписку, выставляет счета за профессиональные услуги, выдает лицензии на интеллектуальную собственность и т. д.).
Наконец, компания должна распределять прибыль между людьми и организациями, предоставляющими ресурсы (акционерами, работниками, поставщиками и др.), чтобы и в будущем обеспечить себе доступ к этим ресурсам. Процесс построения бизнес-модели предусматривает принятие решений относительно ресурсов, создания ценности, способов получения, а также распределения прибыли (рис. 3.1). Для краткости будем называть это матрицей бизнес-модели.
Выбор ресурсов, как правило, включает в себя вопросы, связанные со структурой капитала (частный или публичный капитал, уровень долга относительно собственного капитала и др.), стратегией управления персоналом (к примеру, требуемый уровень компетенции), инвестициями в технологии и нематериальные активы (например, бренд) и политикой аутсорсинга. Создание ценности связано как с его формой, так и с конкретным ценностным предложением. В биотехнологической отрасли мы видим одни компании, которые пытаются создать ценность, сосредоточившись на открытии новых лекарственных препаратов, другие выводят различные препараты на рынок, третьи предлагают услуги по разработке контрактов, а четвертые обеспечивают доступ к интеллектуальной собственности или информации на основе подписки.
Выбор способов получения прибыли предусматривает принятие решения относительно того, за что взимать плату и каковы источники прибыли. Так, одно из подразделений компании GE создает ценность в процессе проектирования, изготовления, продажи и обслуживания авиационных двигателей, но все чаще прибыль в этом направлении бизнеса извлекается посредством взимания фиксированной арендной платы за час работы на таких двигателях. Она включает стоимость как самого двигателя, так и обслуживания. Наконец, компании могут выбирать из широкого спектра подходов к распределению прибыли. Одни делают выбор в пользу стабильных дивидендных выплат инвесторам или обратного выкупа акций. Другие обеспечивают потенциал для существенного увеличения акционерной стоимости.
Так, есть стартапы, которые «создаются для продажи» (что формирует потенциал для значительного прироста капитала). Одни компании выплачивают сотрудникам твердые оклады с небольшими бонусами, другие в большей степени полагаются на акционерные опционы.
Как видите, решения, касающиеся каждого из этих элементов: ресурсов, создания ценности, получения прибыли и распределения прибыли, не являются полностью независимыми. Привлечение финансового капитала от организаций, стремящихся получить дивиденды, приведет вас к необходимости выбрать модель распределения прибыли. Решение о франшизе вашей сети ресторанов серьезно повлияет на то, как вы будете извлекать и распределять прибыль. Бизнес-модели — это системы, в том смысле, что каждый компонент связан с другим, и по сути правильное построение бизнес—модели — это правильное построение системы, учитывающее взаимосвязи между ее компонентами.
Читайте также:
Как выпускник МФТИ вывел на самоокупаемость систему поиска пропавших домашних животных
Как питерские программисты сделали приложение для оценки шаурмы, которое купила «Додо пицца»
Как бывший российский чиновник построил один из самых дорогих стартапов Великобритании