Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
1 619 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Правила роста: без чего не выжить при масштабировании

Сооснователь Нетологии Максим Спиридонов в своем Telegram-канале выделил самое главное, что нужно учесть при росте бизнеса.

Если бы меня попросили выделить, что-то одно САМОЕ главное, что нужно учесть при росте бизнеса, то я бы ответил — важно заложить правила, которые позволят максимально компенсировать замедление компании при увеличении ее масштаба.

По законам физики, чем больше объект, тем он менее шустрый и гибкий. А мы же всегда хотим продолжать расти? В практическом смысле это значит, что по мере роста компании, нужно дробить ее на малые рабочие группы и давать этим группам как можно больше автономии. Децентрализовать управление и принятие решений.

Одним из самых ярких и непростых эпизодов по трансформации подобного рода была для меня децентрализация «Нетологии» несколько лет назад.

Сейчас в «Нетологии» пять бизнес-юнитов (или факультетов): маркетинг, менеджмент, дизайн, программирование и аналитика. По сути это пять самостоятельных бизнесов с единой материнской структурой. Каждый имеет руководителя, команду, продуктовую линейку, бюджет и коммерческие планы. Но так было не всегда.

До мая 2018 года «Нетология» придерживалась жесткой иерархической структуры без разделения на факультеты. Все ключевые решения принимали 2-3 человека. Это были отличные ребята. Но с ростом проекта и числа его сотрудников мы становились все более неповоротливыми. На принятие решений и их реализацию тратилась уйма времени. А идеи и инициатива снизу часто терялись. Бизнес-процессы буксовали: коммерческий блок (маркетинг и продажи) отдалялся от продуктового (образовательных команд), так как у них были разные стратегии и KPI.

Правила, которые подходили для малого бизнеса, не работали на новом масштабе. И я принял решение о децентрализации.

Изменения не сразу привели к росту. Сначала произошел обратный эффект: процессы замедлились ещё сильнее, люди путались, мы драматически не выполняли планы по выручке. И это еще больше фрустировало команду. Часть людей перегорела и ушла. Взаимодействие между новосозданными бизнес-юнитами и «горизонталями» было из рук вон плохо. Мне до сих не по себе, когда вспоминаю про эти времена.

Но через 4-5 месяцев всё начало стабилизироваться. Команды и их руководители прочувствовали новые правила игры. Они поняли, что теперь их энергия, идеи, готовность брать на себя инициативу снова затребованы. И система перенастроилась:

  • зоны ответственности стали прозрачнее и чётче;
  • вовлеченность каждого продюсера, методолога, маркетолога в процесс выросла, поскольку он лучше стал видеть, как его действия влияют на пользу общего дела;
  • Масштабироваться стало проще. С матричной системой мы запускаем новые продукты (факультеты и курсы) без ущерба для действующих.

В процессе эволюции способов управления государством мир постепенно пришел к демократии, как самой совершенной на сегодня форме жизни государства. В бизнесе эволюционно сформировались такие же правила.

Вертикально интегрированные структуры проигрывают децентрализованным.

Источник

Читайте также:

5 главных книг по маркетингу и бизнесу: выбор сооснователя «Нетологии»

4 смелых вопроса, которые вы зря боитесь задать на собеседовании

Как прокачать продуктовое мышление

Как подходить к партнерству, чтобы не остаться с носом

-1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем