редакции Выбор
Какие бизнесы выживут и поднимутся?
Кто-то высокопарно ляпнул, что кризис — время возможностей. Автора афоризма сложно определить, так как многие присваивают его себе... и совершенно зря! Верить в подобное могут только дураки. Разве мы радуемся болезни, аварии, смерти? А ведь это тоже вариации неприятных и гадких случайностей.
Ответственный предприниматель рассчитывает на плавное течение времени, размеренную выплату кредита, повышение качества товаров и услуг. Платит аренду, кормит персонал, содержит семью. И тут на голову там-тарарам: «Здравствуйте, я проблема размером с планету! Без обид — погощу у вас пару-тройку лет.»
Инфляция, ажиотаж, конфронтации. Каждый лезет в спасательную лодку сам, но никто как при просмотре «Титаника» не плачет. Лозунг «моя хата с краю» обретает угрожающий смысл, не успевшие постричься с пользой рвут волосы на себе, накупившие крутых тачек готовятся жевать эмалированный металл.
Урганта и Галкина на гулянки уже не зовут, коучи приземлились в подмосковных однушках, надевать бриллианты на домашний ужин совсем не хочется. Зато тянет глотнуть кофе в милой кафешке за углом, сделать тайский массаж у молчаливых мулаток, хлебнуть крафтового пива «с руки» знакомого бармена.
Простые прелести делали жизнь прекрасной, дышать свежим воздухом в парке было хорошо! Рабочее место для многодетных пап и мам теперь кажется желанным и родным: хочется на работу в офис, в кабалу. Многие впадают в спячку, устраивают сериальный режим, бурчат на власти, спорят с телевизором... но не бизнесмены.
Предприниматели созваниваются, подбадривают партнёров, утешают поставщиков. «Консервируют» офисы, переходят на удалёнку, надеются работать «на вынос». Но как часто бывает, интуиция обманывает доверчивых, не желающих смотреть на вещи трезво и принимать решения исключительно на основе фактов.
Бизнесмен добывает информацию или расплачивается за ошибки... мы пойдём первым путём. Желающим узнать, чем следует заниматься в период и после самоизоляции, лучше перескочить к концу статьи, мы же обращаемся за данными в 2ГИС, запрашивая пять городов по категориям интереса клиента:
- доставка готовых блюд
- питьевая вода
- кулинария
- пиццерии.
Рассчитываем динамику запросов в мобильной версии приложения и с сайта поставщика геоинформационных данных, сравнивая февраль и март 2020 года. Похоже, горожане сменили гаджеты на планшеты и десктопы: онлайн-поиски «летят в космос», но нас интересует смартфонный спрос, который упал на 12,7%.
Общая картина ясна, но бесполезна. Поверхностно рассмотрим города:
- Москва в марте проигрывает себе же по отношению к февралю на 21,04%
- Санкт-Петербург расстраивает на 11,03%
- Новосибирск огорчает на 13,13%
- Нур-Султан просел на 3,61%
- Алматы упали на 8,12%.
Бравурные марши стали тише, изучим миллионники повнимательнее:
- Москва показывает спад интереса к доставке готовых блюд на 21,47%, потребление питьевой воды выросло на ничтожные 0,18%, кулинария просела на 16,11%, пиццерии расстраивают на 23,95%
- Санкт-Петербург по готовенькому провалился на 9%, питьевая вода потеряла 11,83%, кулинария прогнулась на 0,35%, пиццерии недосчитались 13,03%
- Новосибирск отверг готовое в 11,97% случаев, пьёт скромнее на 5,58%, кулинария разочаровала на 4,47%, пиццерии разонравились на 18,88%
- Нур-Султан радует готовым на 3,02%, пьёт на 15,26% меньше, сладкого жаждет на 4,48% меньше, охладел к пиццериям на 14,87%
- Алматы ест больше на 1,03%, жажда ослабла на 8,32%, сладкоежки успокоились на 13,91%, пиццерии прогнулись на 19,84.
Выделяем наиболее используемые телефоны, чтобы изучить разницу поведения владельцев. Замечаем, что в первопрестольной:
- готовые блюда провалились синхронно
- кулинария просела у владельцев Samsung, рухнув для iPhone
- питьевая вода осталась в топе, кроме Xiaomi
- пиццерии разонравились всем на четверть.
Северная Пальмира традиционно действует деликатнее:
- сравнимо по всем маркам отказываясь от готовенького
- кулинарию вытягивает iPhone, но топит Xiaomi
- пить стали больше владельцы Huawei
- итальянские блины потеряли десятину.
Сибирь:
- стройными рядами слегка отвернулась от готовых блюд
- сладкоежки Huawei дружно бросились заедать стресс
- они же более других решили отказаться от воды
- корейцы с американцами играют против Италии.
Город лучей солнца удивил графиком дружной «ладошки»:
- только владельцы яблок не стали есть больше
- Xiaomi чуточку возжелали подсластить жизнь
- степная натура привычна к отсутствию вод
- американцы с корейцами упали, китайцы присели.
Фруктовый сад черпает глубже:
- Huawei перестал бояться весов
- Xiaomi лакомятся на фоне голодающих соотечественников
- Samsung держит водно-солевой баланс
- пиццерии забили ногами под стол.
Горожане крупных населённых пунктов только начали свыкаться с мыслью о карантине, часто выходят и выезжают за продуктами сами. Изменение запросов по доставке готовых блюд и воды, вероятно, стоит ожидать по итогам апреля. Категорию «Кейтеринг» мы тоже изучили, но логику спроса понять не смогли.
А теперь настал момент истины — раскроем прочие находки, добытые из недр бездонных данных 2ГИС. Советы и мысли по поводу перспектив таковы:
- Участился медицинский интерес: витамины, дезинфекция, профилактика ОРВИ, вентиляция лёгких, марля, бинты, маски, одноразовые перчатки.
- Бодрую динамику спроса демонстрируют товары длительного хранения, зато рухнуло внимание к фермерскому и овощам «с грядки».
- Онлайн-ритейл ограничил суммы бесплатной доставки — пользователи бросились искать условия привоза, а не только продукты.
- Предсказуемо «активизировались» холодильники, пластиковые бункеры для погребов, овощехранилища.
- Строительные инструменты и материалы предваряют в запросе словами «выгодно», «экономично» и «недорого».
- Народ бросился подбирать софт: антивирусы, слежение за сотрудниками, инструменты удалённого доступа.
- Силён интерес к лего-конструкторам, развивашкам, пазлам, кинетическому песку, глине, пластилину.
- Начался поиск работы в кадровых и рекрутинговых агентствах, но есть интерес и у нанимателей.
- Растут онлайн-школы, курсы, сертификации, SMM, иностранных языков и программирования.
- Заметно усилились запросы на автоматизацию, производственное оборудование и роботов.
- Заметен рост вопросов о препаратах для хронических больных в больших упаковках.
- Бешено растут социальные и самые дешёвые товары: консервы, гречка, «всё по 25».
- Важными оказались зоотовары: корм для животных, наполнители для туалетов.
- Резвятся категории товаров для дачи, досуга, фитнеса на дому и спорт-товары.
- Пошли в ход ножи, рыболовные принадлежности, всё для охоты и промысла.
- Приподнялись изделия из камня, надгробные покрытия и ритуальные услуги.
- Намечается тренд на ремонты и приобретение крупногабартиной мебели.
- В регионах заметен всплеск микрофинансовых организаций и ломбардов.
- Большую поисковую массу генерируют развлечения и дешёвый алкоголь.
- Из услуг весомо выдвинулись вперёд бухгалтерские и юридические.
- Проклюнулся сетевой маркетинг: БАДы, Гербалайф, Эйвон, Амвей.
- Проснулись любители систем безопасности и видео-мониторинга.
- Совершенно жуткий провал по рассаде, семенам и удобрениям.
- Из радостного: в тренде игрушки для взрослых и нижнее бельё.
- Отдельно стоит выделить поиск расклейки объявлений.
- Наметился лёгкий ажиотаж санитарии и стерилизации.
- Бумируют услуги интернет и цифрового телевидения.
- Актуальными стали компьютерные игры и приставки.
- Воспрянула курьерская доставка, ищут даже дроны.
- Несомненный хит: «Стрижка и маникюр на дому».
Ну и более других понравился чистосердечный запрос или даже, наверняка, крик души: «Какие бизнесы растут в кризис 2020?» Кстати, случайно подсмотрел, что коллеги из 2ГИС построили модель [https://covid.2gis.ru] распространения коронавируса для крупнейших населённых пунктов.
Полюбуйтесь и оцените верность решения о самоизоляции для Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Красноярского края, Свердловской, Челябинской, Омской и Новосибирской областей. Взору предстанет наглядность высокого порядка, которой можно полюбоваться в обычном и ускоренных режимах.
При сохранении привычного ритма жизни количество инфицированных растёт в экспоненциальной прогрессии, а при предписанном ограничении контактов ситуация выглядит неизмеримо оптимистичнее. Оставайтесь дома, не покидайте квартир и дач без надобности, и тогда мы скоро все вместе вернёмся к привычной жизни.
Читайте также:
«Как всех нас кинули»: письмо основателя «Теремка» сотрудникам компании
Что происходит с продажами «Додо Пиццы»
Что покупают люди на карантине
Сколько должен делать звонков менеджер по продажам на удаленке