редакции Выбор
Жалуются все, но кому сейчас действительно плохо?
Олигарх утром ныл, что не может продавить «поддержку государства», стенал о тонущем корабле. На риторический вопрос, действительно ли нужны деньги, нервно выпалил: «Дадут другим — беднее стану». Вспоминаются китайские материковые кафе: первыми обслуживают тех, кто громче орёт.
Не ведал знакомый, что его опередили — высокая правительственная комиссия любезно попросила помочь изучить состояние массовых бизнесов до кризиса, чтобы принимать «обоснованные решения» о системной поддержке предпринимателей. Надеюсь, фрагмент отчёта угомонит истеричных.
Запросил данные у 2ГИС по 100 городам присутствия за 2019 год, выбрал 1’000 рубрик для изучения, в каждой отсеял по 10% крупнейших и мельчайших объектов интереса. Цель исследования сформулировал так: какие бизнесы в каких населённых пунктах должны меньше ощутить последствия карантина.
Здесь же рассмотрю допандемичный спрос на услуги предприятий 13 категорий малого бизнеса, имеющих не более 10 филиалов:
Для наглядности представления использую матрицу BCG, отражающую соотношение роста спроса по вертикали и доли на рынке по горизонтали. Общая легенда такова:
- звёзды — высокий спрос и доля рынка, неплохой шанс накопления ресурсов
- дойные коровы — значимые по размеру медленнорастущие игроки
- собаки — зона низкой рентабельности, проще закрыть
- проблемные дети — любительский подход.
Кафе Санкт-Петербурга чувствовали себя лучше всех, дела неплохо шли в Москве, Новосибирске, Казани и Тюмени. Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Улан-Удэ, Пермь и Владивосток демонстрировали потенциал, оправдывая предпринимательский риск. А вот Якутску и Набережным Челнам и до кризиса было нелегко:
Парикмахерские процветали в Первопрестольной, Северной Пальмире, Новосибирске и Красноярске. Чуть хуже чувствовали себя Екатеринбург, Тюмень, Челябинск и Омск. Самара, Владивосток и Нижневартовск ухаживали за волосами не столь рьяно:
Станции технического обслуживания колосились в Новосибирске, Красноярске и Тюмени. Не бедствовали в Омске, но упорно цеплялись за жизнь в Челябинске, Нижнем Новгороде, Владивостоке:
Бары не испытывали недостатка выручки в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Красноярске. Уверенно разливали радость в Екатеринбурге, Якутске, Казани и Тюмени. Самара, Владивосток и Барнаул, видимо, предпочитали возлияния на природе:
Сладкие города стоматологов: Новосибирск и Якутск. Бойко лечили прикус и отбеливали зубы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Красноярске. Наиболее ленивы и безразличны к здоровью полости рта оказались жители Нижнего Новгорода, Хабаровска, Владивостока и Краснодара:
Мобильные телефоны вырывали из рук в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Москве, Якутске, Перми, Красноярске и Челябинске. Уфа, Омск, Владивосток, Хабаровск и Томск тоже стояли в очередях, а вот Казань, Барнаул, Кемерово и Краснодар не слишком интересовались новомодными гаджетами:
Алкоголя не жалели в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени и Омске. Мало закусывали в Челябинске, Якутске, Казани, Уфе, Перми и Красноярске. Утешение в других пороках находили Саратов, Нижний Новгород и Благовещенск:
Демографическая ситуация подгоняла спрос в Якутске, Москве, Новосибирске и Красноярске. Неплохо одевали деток Барнаул и Екатеринбург, а вот в Набережных Челны, Омске и Улан-Удэ, по всей видимости, донашивали за старшими:
Охотно закладывали ценности в ломбард до получки в Якутске, Красноярске и Новосибирске. Чуть вдумчивее действовали в Москве и Усть-Каменогорске. Самара, Тюмень, Нижний Новгород и Улан-Удэ не могли отказывать себе в удовольствиях:
Автомасла требовались разгорячённым двигателям Новосибирска, Барнаула, Красноярска. Неплохо рычали в Тюмени, Омске, Томске, Якутске, Усть-Каменогорске, Хабаровске. До обидного мало катались в Кемерово, Уфе, Нижнем Новгороде, Нижневартовске и Новокузнецке:
Раньше других сводили балансы бухгалтера Новосибирска, Омска и Красноярска. Регулярно отчитывались Якутск, Челябинск, Тюмень, Уфа, Казань, Барнаул. А вот финансисты и экономисты Нижневартовска и Санкт-Петербурга флегматично пасли задних:
Красота натяжных потолков заботила новосибирцев, красноярцев и тюменцев. Не отставал Барнаул, Якутск и Омск. Сургут, Екатеринбург, Казань, Хабаровск и Кемерово, вероятно, предпочитали лепнину:
Овощи и фрукты сметали с прилавков в Новосибирске, Красноярске и Якутске. Умеренный спрос наблюдался в Тюмени, Омске, Барнауле, Иркутске, Краснодаре. Челябинск, Томск, Улан-Удэ и Казань налегали на прочие виды продуктов.
Не чешите бизнесы под одну гребёнку: то, что выгодно развивать в соседнем регионе, может не прижиться в родных краях. Тщательно собирайте информацию до того, как рискнёте кровными, принимайте решения руководствуясь фактами и повышайте долю инновационного предпринимательства — сложнее скопировать.
Читайте также:
Что покупают люди на карантине
Продажи в Москве падают, регионы растут: новые данные «Эвотор»
Кризис может убить 41% стартапов за три месяца: результаты исследования
Падение малой розницы остановилось: новые данные сервиса «МойСклад»